aif.ru counter
66

Современные технологии «убивают» детский мозг

Сюжет Общество

В сегодняшнем бедственном положении родного языка виноваты в равной степени как школы, так прогресс и семья. Дурной пример зачастую подают родители.

– Если мы после работы, машинально включая телевизор, просто довольствуемся шумом, то дети внимательно смотрят и слушают эти бесконечные экшены, детективы и реалити–шоу, подражая главным героям, которые по–русски говорят с трудом, – рассказала филолог, преподаватель Адыгейского госуниверситета Александра БАРАНОВА.

Остались в дураках

Аргументы и Факты – Адыгея: – Ещё в 2010 году вступил в силу закон о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию. Нашли и «виновников» – русские народные сказки, сказки Пушкина и Андерсена, советские мультфильмы. На чём героев воспитывать?

А.Б.: – А разве скандальные реалити–шоу из взрослой жизни с запиканной ненормативной лексикой – не большее зло для детской психики? Я понимаю, что они никогда не попадут в запрещённый список из–за высоких рейтингов. Хотя сам список, куда вошли шедевры русской фольклорной культуры и советской мультипликации, вызывает недоумение. Мне вообще непонятен принцип, по которому отбирались запретные сказки. Это жанр, где герой ведёт борьбу со злом. Иван–дурак становится царевичем и героем именно после победы над Кощеем и Бабой–Ягой. Без ратного подвига он бы дураком и остался.

 

 

Сказочные проделки безобидны в сравнении с действительностью. Столетиями доказано: вред детской психике сказка не наносит – наоборот, учит отличать добро от зла, сопереживать. Ребёнок понимает, что в сказке всё происходит понарошку. Он не боится – он учится. Без сказки, прочитанной в детском возрасте, стирается грань между добром и злом в жизни. Ребёнок не может расти в вакуумном пространстве. Если он не будет смотреть наши добрые мультики, найдёт в Интернете что–то взамен. Хорошо, если стоящее. Но вряд ли.

Аргументы и Факты – Адыгея: – Получается, борьба со злом стала не просто запретной темой, а государственным преступлением?

А.Б.:– Курьёз, но получается. Когда уже поймём, что методами запретов здоровье, тем более духовное, не привить? Надо сделать реальную жизнь детей стабильной и безопасной, а не со сказочной нечистью бороться.

Доходит до смешного. У знаменитого мультипликатора Юрия Норштейна есть удивительный по тонкости, красоте и гуманности фильм «Сказка сказок» – о колыбельной про волчка. Если следовать логике закона, он нарушил российское законодательство, и самая знаменитая колыбельная является вредоносной – запугивает ребёнка. Петь её нельзя! А значит, мультфильм, отмеченный на всех возможных кинофестивалях, нужно запретить. В то же время в учебнике литературы для пятого класса для изучения предлагается городская сказка–ужастик о людоедах. И домашнее задание – придумать и записать такую же. Что с этим делать?

Фото: «АиФ-Адыгея»

Ужастик по программе

Аргументы и Факты – Адыгея: – А что не нарушающее закон предлагают нашим детям?

А.Б.: – Компьютерные игры. Вы знаете, помню ещё из своего детства, смерть человека воспринималась, как ужасная трагедия. А сегодня, если в игре убиваешь десяток–другой людей и длится это сутками, то ничего не стоит выйти на улицу и расстрелять в реальности столько же человек. Жизнь обесценивается. А кровавые события смакуются по телеканалам. Не надо удивляться, откуда у нас маньяки. Мой 15–летний сын иронизирует: «Мама, зачем ты смотришь НТВ? После таких передач в магазин страшно идти. Лучше уж сериалы смотри – меньшее зло». Хорошо, что есть отдушина – канал «Культура». А так – ведь сплошной криминал и пошлость.

Аргументы и Факты – Адыгея: – Как это произошло в самой читающей стране мира?

А.Б.: – Массовая культура сыграла с нами дурную шутку. И запретов не стало. В советское время мы знали, что если запретили прозу Булгакова и поэзию Пастернака, если под запретом Высоцкий и Галич, то их книги непременно надо прочесть, а песни услышать. А сегодня в моде детективы и любовные романы, над которыми не надо думать. И такое же кино. Я была приятно удивлена, когда на филологический факультет пришёл первокурсник, который пишет исторический роман.

А вообще общий уровень культуры упал. Одна из причин – в 11 классе всего час русского языка в неделю и два часа литературы. И ЕГЭ – дамокловым мечом. Мы были в Италии, где гид рассказала, что российские дети, приезжающие на учёбу за рубеж, на голову умнее и образованнее европейцев. Но когда они сдают выпускные, высоких баллов уже не получают – они не учатся получать информацию.

Опасное явление

Аргументы и Факты – Адыгея: – Сегодня общество тревожится за целостность русского языка. Верно ли, что эта часть нашей культуры под угрозой исчезновения?

А.Б.: – Сохранение русского языка – это вопрос национальной безопасности. Проблема в том, что речевая культура в России очень низкая, а это показатель нравственной культуры человека. Заимствования в русском языке – проблема не новая. Не то страшно, что они появляются, идёт американская экспансия – так называемая вестернизация языка. Мы не просто используем иностранные слова, мы строим модель предложения на американский лад. А построение предложений ведёт к изменению мышления. Мы теряем свою идентичность и мыслим американскими образами. Это опасное явление грозит Франции, Португалии, да всей Европе.

А насчёт жаргона хорошо сказал известный лингвист Иван Бодуэн де Куртенэ: «Как для врача нет болезней хороших и плохих, так для лингвиста нет слов приличных и неприличных». Раз известные слова существуют в умах громадного большинства народа и беспрестанно выливаются наружу, лексикограф обязан занести их в словарь. Но Иван Александрович предупреждал – надо знать, когда и где можно их произносить. Мы же употребляем эти слова там, где нельзя. И проблема не в русском языке – проблема в нашем языковом бескультурье.

Аргументы и Факты – Адыгея: – Поэтому так обнищала наша речь?

А.Б.: – Мы привыкаем к картинкам и слоганам. Мыслим готовыми зрительными образами. Японцы провели исследование – у детей, которые больше времени проводят перед экраном компьютера или телевизора, отмирают участки мозга, отвечающие за речевую активность. Недаром подъём экономики японцы начали с создания риторического пространства. А стиль речи стал формировать поведение в обществе. Сегодня расхожий лозунг: умение вести бизнес – это умение говорить. Речевая культура отражает мышление. Это вам не мычащие олигархи 90–х. Сегодня для бизнесмена владение речью – знак профи, половина успеха. А вот насколько будет успешной борьба с вестернизацией языка, я не знаю.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах