12-летний Кинан Муки живет в России совсем недавно - в апреле 2013 года он вместе с семьей переехал в Майкоп из родного Хомса, охваченного войной. Тогда Кинан не знал и слова по-русски, а недавно его эссе на нашем языке, посвященное Юрию Гагарину, заняло II место на Всемирных играх соотечественников в Сочи. О любви к русской речи и космосу, трагедии своей Родины и мечте стать врачом Кинан рассказал в интервью ADIGEA.AIF.RU.
Я не понимаю, как могло получиться, что знаменитую Триумфальную арку Пальмиры можно увидеть теперь только на обложке учебника истории древнего мира. Я не могу представить, что должно было быть в уме людей, которые уничтожили эту красоту. Она выдержала тысячелетия, а погибла от рук недоучек
Совершенный вид
Карина Кадиева, ADIGEA.AIF.RU: Кинан, как вы решились на участие во Всемирных играх соотечественников?
Кинан Муки: Директору нашей гимназии предложили выбрать самых достойных и грамотных ребят. В списке кандидатур для участия оказалось и моё имя. Потом позвонили папе и рассказали, что меня приглашают участвовать в играх. Я согласился, ведь это интересно. Поразило то, что в Сочи съехались молодые ребята из разных стран - из России, Испании, Италии, Финляндии, Польши, Чехии. Но все говорили на одном - русском языке. В основном это были те, для кого русский язык родной. Наша делегация выделялась - все мы четверо из Сирии и русский язык начали учить не сразу, а после переезда в Россию. Ещё на играх запомнилось то, что было много разных спортивных соревнований, в которых участвовали очень достойные, хорошо подготовленные спортсмены.
- Вы приняли участие в двух конкурсах: шахматном турнире и эссе на русском языке. Почему вместо компьютерных «стрелялок» - шахматы, а вместо SMS - эссе?
- Я люблю играть в шахматы и мне нравится русский язык. Но на Всемирных играх я был далеко не лучшим игроком в шахматы. Правда, приятно, что у меня были сильные противники, значит, есть возможность поработать над мастерством. Дома я часто играю в шахматы с компьютером, иногда выигрываю. Поверьте, шахматы интереснее любой стратегии. Ведь стратегия только оттачивает реакцию, и всё, да и насмотрелся я на войну - хватит.
- А чем привлёк русский язык?
- Когда мы переехали в Майкоп из Сирии, я знал только буквы алфавита, но хотел писать и говорить на нём свободно. Сначала получал в школе двойки. Но как гласит русская пословица: «Терпение и труд всё перетрут». Я хотел понимать, что мне говорят, хотел свободно общаться с новыми друзьями.
Занимался ежедневно в школе, дома сам и с репетитором по три-четыре часа в день. Двойки сменились тройками, потом появились четвёрки и пятёрки. Я учусь и после школы. Учёба, если хорошо учиться, - интересная штука. К тому же язык общения играет в жизни огромную роль. Для меня русский - это третий язык, после арабского и английского, и труднее всего было справиться со склонениями, совершенным и несовершенным видом глаголов.
- Почему вы выбрали для эссе тему космоса?
- На подготовку к эссе было девять дней. Мне в подготовке помогли мои учителя и одноклассники. Из трёх тем - «Кино», «Содружество независимых государств» и «Космос» - я выбрал ту, что была мне ближе всего. Я очень люблю два школьных предмета - физику и химию, которые тесно связаны с космосом. А ещё мне нравится история исследования космоса. Мне было легко писать о том, что я знаю, что мне близко. Я посвятил эссе полёту Юрия Гагарина и тайнам, которые хранит космос.
Человек страдать не должен. Страдание порождает неравенство, а я против неравенства и несправедливости
Скальпель мирной жизни
- Что вы помните о мирной Сирии? Что пришлось пережить во время войны?
- В мирном Хомсе - моём родном городе, на улицах до вечера было много людей, все веселились, гуляли. Мы с друзьями бегали в небольшой парк рядом с домом, куда иногда приезжал цирк. Когда началась война, я был в первом классе. Если начинались бомбёжки, за мной в школу прибегал папа и забирал домой. Иногда по нескольку дней мы не выходили, но папа даже под бомбёжками ходил на работу - он детский врач.
Я от бомбёжек отвык не сразу. Помню, когда только переехали в Майкоп, по привычке чуть не упал на землю, приняв майский салют за бомбёжку. Я тогда на папу закричал: «Ты же обещал, что в России нет войны и стрелять не будут!». Папа только через несколько минут смог меня успокоить и рассказать, что происходит. К миру привыкать сложнее.
- Как относитесь к тому, что сейчас происходит в Сирии?
- Не слежу за новостями, мне не нравится - слишком много негатива. Я не понимаю, как могло получиться, что знаменитую Триумфальную арку Пальмиры можно увидеть теперь только на обложке учебника истории древнего мира. Я не могу представить, что должно было быть в уме людей, которые уничтожили эту красоту. Она выдержала тысячелетия, а погибла от рук недоучек.
- Ваш отец сказал, что стал педиатром, потому что не может спокойно слышать, как плачет ребёнок. Почему вы мечтаете стать врачом?
- Болезнь - это всегда страдание. Но это несправедливо: человек страдать не должен. Страдание порождает неравенство, а я против неравенства и несправедливости. Поэтому мечтаю, когда вырасту, стать хорошим хирургом.