Примерное время чтения: 5 минут
294

Лариса Гутова: «Инициаторами многих контрольных выступают сами учителя»

«АиФ-Адыгея» №42 14/10/2015

«Учитель должен помнить, что ребёнок - самое дорогое у родителей. Никакие профессиональные амбиции не могут быть выше его благополучия. Вот и желаю всем учителям - сердца, таланта, терпения и удачи попасть к умному руководителю», - говорит отличник просвещения СССР. 

Новые контрольные

Карина Кадиева, АиФ–Адыгея: - В сентябре-октябре в 4-х классах едва ли не каждые две недели проводят контрольные работы. Не многовато ли? 

Лариса Гутова: - В этой ситуации меня удивляют родители, потому что именно они по закону «Об образовании» являются заказчиками образовательных услуг. Если родители приняли решение провести в этой четверти четыре контрольные работы, чего же жалуются? Если родители не согласны с числом контрольных работ, почему не выступают против явного нарушения положения об оценке знаний?

Инициаторами многих контрольных выступают сами учителя. В конце сентября можно проверить, как учитель организовал подготовку учеников к восприятию нового материала. Но это диагностические работы, которые показывают учителю, как выстроить для каждого из учеников индивидуальный образовательный маршрут.

- И где эти индивидуальные маршруты?

- Об этом надо спросить учителей. Педагоги гарантируют родителям, что все дети получат базовые знания школьной программы. Часы на внеурочную работу школьников - это практики, проекты, экскурсии, исследования. То есть учитель гарантирует знание основ, а ученик получает возможность дополнительного образования. Правда, чаще эти внеурочные часы учителя берут на дополнительные уроки. Но если нагрузка увеличилась, планируемые результаты должны увеличиться. Больше выделяемых на предмет часов не дают качества, когда практики и проекты остаются в стороне. Выходит, не в часах дело. 

Про стандарты

- Многие говорят, что если следовать новым стандартам образования, то страна получит идеальную школу. Что мешает нам приблизиться к идеалу?

- Эти стандарты - управление из будущего. Они показывают, какой человек выйдет из школы через десять лет. Новые стандарты образования практически не срабатывают, их введение носит формальный, показной характер. Ведь федеральный стандарт подразумевает другую идеологию учителя - идеологию человека, который находится вместе с детьми в учебном процессе. Технологии, которые он должен применять, не могут быть назидательными и информативными. В школе ученик должен проживать, а не отбывать, чтобы после уроков спешить к репетитору.

Сегодня преподаватель должен научить школьника анализировать и отстаивать свою точку зрения, не бояться ошибки. Показатель эффективности работы школы - участие в независимой оценке качества образования. Но ни один учитель, ни одна школа в Майкопе пока не изъявили такого желания. 

- Почему?

- А что показывать? Основу федеральных стандартов образования составляет проектная работа во внеурочное время, часы которого учителя берут под уроки.

В прошлом году в ряде регионов провели эксперимент - разделили класс на четыре группы и попросили за 90 минут самим создать и защитить проект. Одна группа так и не организовалась, вторая не смогла найти лидера, в третьей никто не хотел уступать, в четвёртой не было никакой инициативы, а ведь  основы этих умений закладываются в начальной школе. О каких стандартах мы говорим? На практике их очень мало. 

Не на уровне

- В чём причина безграмотности школьников?

- С точки зрения русского языка, необходимым критерием грамотности является чтение. Ребёнок неграмотен не потому, что не знает правил, а потому, что он редко видит книгу, у него в памяти не отпечатывается зрительное понимание слова. Хотя в образовательной программе каждой школы есть серьёзный раздел - «работа с текстом, поиск информации». Красной нитью в дошкольном образовании проходит «развитие связной речи», в начальной школе к нему добавляется умение работать с текстом, в основной школе - умение искать информацию. Если это не сформировано с детсада, то того самого федерального стандарта образования нет. 

- В этом году в Адыгее 20 человек не допустили к ЕГЭ из-за «неуда» по математике, есть несдавшие экзамен. Не настораживает? 

- Не знаю. Лично я против разделения математики на уровни. Школьники, сдавшие базовый уровень по математике, не в состоянии поступить в ряд вузов. Что такое базовый уровень? Это материалы 7-8 класса, материалы для слабых детей. Базовый уровень должны сдавать единицы, а у нас его сдаёт подавляющее большинство выпускников. Это выглядит особенно странно, когда касается учащихся математических классов, а учитель работает на базовом уровне, особо не заморачиваясь. Но ещё страшней то, что многие не сдали даже базовый уровень.

- При этом вы сторонница ЕГЭ?

- Я за ЕГЭ как за форму. Но при условии, что его содержание будет соответствовать требованиям стандартов. В идеале ЕГЭ даёт возможность поступления в любой вуз, а также гарантирует независимую оценку знаний выпускника. При этом задания ЕГЭ должны проверять учебные навыки школьника, его умение анализировать, но не угадывать.  В итоге из образования уходит мысль.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах