Примерное время чтения: 6 минут
1027

Светлана Ляушева: «Осталось вернуть искренность в диалог власти»

«АиФ-Адыгея» №23 03/06/2015

«Патриотизм - естественное чувство нормального человека, а не «прибежище негодяев». Не следует делить людей на своих и чужих, особенно в таком государстве, как Россия. Нужно ощущать себя не только частью этноса, но и частью большой страны. Национализм ведёт к разрушению государства»,  - считает профессор Адыгейского госуниверситета Светлана Ляушева.   

Как не потерять молодёжь

Карина Кадиева, АиФ-Адыгея: - Чего не хватает россиянам для счастья?

- У нас дефицит улыбок и умение из пустяка раздуть проблему. Это не проблема, если тебе на неделю отключили воду. Нет холодной воды - в магазине купи, нет горячей - нагрей. Мы не умеем облегчать друг другу жизнь. Проблема - это болезнь или потеря близких тебе людей, когда ты бессилен помочь, когда невозможно оградить детей от жестокости мира, и они вынуждены повторять твои ошибки. 

- При вашем непосредственном участии университет выиграл грант на исследования, связанные с этносом. В чём они заключаются?

- Мы много лет работаем по нескольким направлениям, одно из них - противодействие  радикализму и экстремизму во всех его проявлениях. Надо начинать с малого: дать молодёжи работу,  возможность полноценно жить. С этого начинается безопасность государства и в том числе противодействие терроризму и экстремизму. Важна духовность. Возможность реализоваться - это то, что повышает ценность человеческой жизни. Если этого нет, человек опускает руки и ждёт, что ему помогут. «Помощники» находятся. В итоге мы теряем молодёжь.  

- То есть борьба с терроризмом требует определённой идеологии?

- Безусловно. У большого государства Россия богатая история. Но эта история сделана людьми, проживающими на огромных просторах страны. При этом они имеют свою собственную культуру. Я этнически принадлежу к адыгскому этносу. Но при этом моя принадлежность должна помогать формированию во мне ещё большей - общероссийской идентичности. Башкирский поэт Мустай Карим писал: «Не русский я, но россиянин».  

- Тогда в чём проблема?

- Люди останавливаются на своём этносе - знают историю, язык, традиции и культуру народа, к которому принадлежат. Но осознание того, что ты гражданин России - это то, к чему мы должны стремиться. Сегодня не любят слово «патриотизм». На самом деле это прекрасное слово. Быть патриотом - это видеть все недостатки в своём отечестве и  пытаться что-то сделать, чтобы их исправить. 

- Вам не кажется, что практический патриотизм уходит в сторону?

- Его уводят в сторону, оставляя лишь лозунги. На одну из научных конференций к нам приезжал известный московский учёный. Ему задали вопрос: «На каких трёх китах стоит Россия?». Он ответил -  на духовности, идеологии и национальной идентичности. Какая-то идеология есть, но она не выполняет свои функции. Нам нужна доступная и очень чёткая идеология. 

Что же касается патриотизма, есть подвижки. Это наглядно показала акция «Бессмертный полк». Вы же понимаете, в наше время 500 тыс. человек нельзя заставить выйти на улицы. Такие моменты сплачивают нации. Осталось вернуть искренность в диалог власти, государства и народа. Без этого нельзя выковать нового гражданина России. 
Про советскую толерантность

- На Кавказе болезненно относятся к событиям Кавказской войны XIX века. Как избежать взаимных упрёков и вражды?

- Этнические проблемы начались, когда люди стали осознавать свою принадлежность к этносу. Есть «мы» и есть «не мы», от которых инстинктивно ограничиваешься. Эту психологию надо менять. В таком государстве, как Россия, она недопустима. В мире должен господствовать эгалитаризм - равные  условия жизни для людей всех наций. Нужно ощущать себя не только частью этноса, но и гражданами большой страны.

Мой отец был военным, семья жила не только в разных городах СССР, но и за границей. Меня всегда окружал интернациональный коллектив. В московской школе я была секретарём комсомольской организации - мы по этническому принципу не делились. Это было важно для становления личности.  
- Но многие говорят, что из-за советской толерантности люди забывали свой язык, традиции.
- Не соглашусь. Я говорю и читаю по-адыгейски, знаю историю своего народа. Хотя в школе нам этого не преподавали. Мне самой было интересно. Когда мы жили в Подмосковье, я из Адыгеи привозила домой газеты на адыгейском языке и по ним училась читать. В силу профессии отца, в детстве я сменила десяток школ, но  легко адаптировалась,  в каждой  мне были рады. Женщины, которые жили рядом с нами, просили у мамы рецепт щипса, потому что это было вкусно. Советская толерантность помогала жить. Мой позитивный взгляд на человека именно оттуда.    
- А почему сегодня национальные вопросы возникают то тут, то там?
- Ценностное поле разрушено ещё в 80-е годы.  Мы родились в эпоху, когда формирование личности было цельным. Сейчас молодёжь сталкивается с диссонансом между тем, что говорят и делают родители, школа, друзья. Интернет и телевидение делают людей беззащитными перед страстями и пороками. Общество разграничено: с одной стороны - нищета, с другой - гламур. 
Пора задуматься: кто он, герой нашего времени? Быть героем - не значит лечь на амбразуру. На фестивале памяти Высоцкого «Своя колея» два года назад приз за героизм вручили человеку, который изо дня в день чистил лётную полосу, на которую самолёты вообще много лет не садились. Но благодаря ему именно туда в аварийной ситуации сел самолёт и были спасены десятки жизней.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах