После ежегодных школьных экзаменов даже Минобрнауки России, наконец, рассталось с приятным заблуждением о довольно высоком уровне начитанности и грамотности «среднестатистического» молодого человека, оканчивающего школу.
Не всё благополучно в плане овладения школьниками русским языком. Новая концепция, предложенная министерством, призвана улучшить общую грамотность и кругозор юных россиян.
Ликбез для Маугли
В книжном магазине у стенда, где предлагаются пособия в помощь изучению русского языка в начальной школе, замерла респектабельного вида дама, листая справочник по правописанию. На вопрос продавца: «Сколько лет вашему ребёнку?», последовал ответ: «Семнадцать. Но в вопросе письма он совершенный Маугли. Так что мне нужен учебник для начинающих. Возможно, вообще для иностранцев».
Это при том, что в 2015 г. по результатам ЕГЭ Адыгея перебралась из красной неблагополучной зоны в жёлтую: 13 человек набрали по русскому языку 100 баллов, число двоечников сократилось с 209 до 71.
«А чему радуемся, собственно? По новым стандартам, школа гарантирует школьнику и его родителям стопроцентное овладение знаниями, в том числе и по русскому языку. Поэтому 100-балльников и тех, кто сдал единый экзамен на 90 баллов, должно быть в разы больше. А у нас есть те, кто в сентябре с горем пополам сдавал экзамен по русскому», - подчеркнула специалист по допобразованию Адыгейского филиала Университета РАО Лариса ГУТОВА.
Вернуть стране грамотность призвана единая концепция преподавания русского языка.
Новая концепция преподавания русского языка и литературы затронет несколько направлений: преподавание русского языка как государственного, преподавание русского языка как иностранного и преподавание литературы в школе.
Над концепцией работали представители Института русского языка им. В. Виноградова, Государственного института русского языка им. А. С. Пушкина, а также Государственного литературного музея.
Однако, несмотря на громкие названия, проект концепции преподавания русского языка и литературы, созданный специалистами Минобрнауки России, вызвал горячие споры в педагогической среде.
Мало того, что в новом году школьники перейдут на новые учебники, которые будут соответствовать такой же новой концепции, так ещё изменится преподавание самого предмета: подобно математике, ЕГЭ по русскому языку будет теперь разделён на два уровня - базовый и профильный.
Ненадёжный уровень
По мнению разработчиков концепции, «необходимо ввести два уровня ЕГЭ по русскому языку - базовый и профильный. На базовом уровне проверяется степень владения устной и письменной речью. Профильный уровень ЕГЭ по русскому языку предназначается для учащихся, которые планируют продолжить обучение в высших учебных заведениях филологической и лингвистической направленности».
«Я как-то не совсем понимаю, что значит базовый русский язык, что значит профильный? Как делить будем? Опять упрощать, чтобы большинство не заморачивалось и сдавало, что полегче? Не многовато ли упрощений в школах России?» - удивляется победитель Нацпроекта «Образование» Алексей Стальной.
Практика сдачи двухуровневого ЕГЭ по математике показала, что эксперимент с переходом на разные уровни провалился.
Базовый уровень по математике был изначально предназначен для единиц - детей, откровенно слабых в математике, а сдавало базовый уровень ЕГЭ в Адыгее подавляющее число выпускников.
«Я против разделения математики на уровни. Что такое базовый уровень? Это материалы 7-8-го класса, материалы для слабых детей. Базовый уровень должны сдавать единицы, а у нас его сдаёт подавляющее большинство выпускников. Это выглядит особенно дико, когда касается учащихся математических школ. В математических классах час профиля оплачивается, а учитель работает на базовом уровне, особо не заморачиваясь. Как это можно, чтобы из всего математического класса только двое сдавали профильный уровень математики? Но ещё страшней то, что многие не смогли сдать даже базового уровня!» - рассказала, подводя итоги ЕГЭ, Лариса Гутова.
Как предрекают педагоги, та же ситуация ждёт российские школы с разноуровневым русским языком и литературой, особенно на фоне растущей безграмотности. Поэтому у новой концепции столько же сторонников, сколько противников.
За Леди Гагу!
Менять, по мнению ведущих педагогов Адыгеи, необходимо всю школьную систему, а не заниматься косметическими преобразованиями отдельных предметов, тем более русского языка, в котором наши дети и так с трудом разбираются.
«Все учителя, с точки зрения знаний, посрамлены Интернетом. Ни один, даже самый замечательный, учитель географии не знает и одной миллиардной доли того, что есть в сети. Но речь идёт об энциклопедических знаниях, а не обучении. Поэтому школу надо менять, а не реформировать», - считает доцент кафедры отечественной литературы и журналистики Адыгейского гос-университета Нелли Шишхова.
К новым реформам неравнодушны и родители.
«Школа забирает у детей десять самых лучших лет жизни. Все эти десять лет они учат поэзию Пушкина и Тютчева, штудируют историю Государства Российского, изучают физику и химию. А что родители и государство получают на выходе? Поклонников Стаса Михайлова и Леди Гаги? Вот о чём надо думать, а не сотрясать школу всё новыми и новыми реформами», - считает многодетная мать Анна Черкашина.
Года три назад отбирали слова-символы мира. Одним из важнейших стало «перезагрузка». В итоге пошёл обратный процесс. Неудивительно, что ректор МГУ Виктор Садовничий хватается за голову: абитуриент самого престижного вуза страны на экзамене слово «шёл» написал через «о».
Надежда КАБАНОВА, первый замминистра образования и науки Адыгеи:
«Пока в школах Адыгеи речь об изменении учебного процесса не идёт. Сейчас все российские школы только знакомятся с концепцией. Учебники, которые соответствуют единой концепции преподавания русского языка и литературы, пока только разрабатываются.
Реформы коснутся преподавания русского языка в старших классах так же, как математики. В образовательных стандартах для начальной школы и среднего звена нет разделения математики на базовый и профильный уровни. Однако в старшей школе могут произойти изменения. Федеральные образовательные стандарты могут быть скорректированы с учётом единой концепции преподавания русского языка и литературы».
Ведь уже сегодня каждый старшеклассник вправе выбрать себе школу, класс, где на преподавание математики отводится больше или же, наоборот, меньше часов.
Задача новой концепции преподавания русского языка и литературы - сформулировать базовые основы по всему комплексу задач, которые касаются развития русской словесности.
Александра БАРАНОВА, кандидат филологических наук:
«Лично у меня, как у преподавателя-практика, вызывает сомнение разделение экзамена по русскому языку на базовый и профильный. При таком варианте многие ученики сдадут базовый уровень русского языка в 9-м классе. Профильный единый государственный экзамен останется лишь для будущих филологов. А таких сейчас и так-то немного. То есть в полном объёме русский язык будет изучать только небольшая часть школьников.
Хотелось обратить внимание на то, что сегодня вопиющая высота безграмотности царит в обществе во всех сферах, даже высокопоставленные чиновники и журналисты пишут с грубыми ошибками. При этом Минобрнауки упрощает школьную программу, в результате чего школьники не получат необходимый объём знаний. Пока ЕГЭ сдают в форме тестов, мы не поймём, научился ли выпускник школы рассуждать, есть ли у него образность мышления, владеет ли он красивой русской речью или нет. Если не владеет, значит его обманули.
Не со старшей школы надо начинать борьбу с безграмотностью. Измените преподавание русского языка с начальной школы, и уже в средней школе дети не допустят большинства ошибок. Это будет настоящая система, нацеленная на грамотность ребёнка, которую преподаватели оттачивают с 1-го класса.
Если же говорить о литературе, то основной её прокол - насыщенность и несоответствие возрасту школьника. Содержание учебников ежегодно прирастает, в отличие от количества часов. Надо пересмотреть список авторов. За четверть столетия в литературе появились новые имена. И не лекциями старшеклассников надо загружать, а сделать так, чтобы на уроке звучало живое слово учителя».