«У фотографа необычное призвание: он находит что-то прежде, чем люди успеют это потерять. Будь то рассвет, полёт одуванчика или доброта», - считает фотохудожник Дмитрий Войнов.
Момент солнца
- В условиях пандемии фотокультура должна была замереть. Но в июне в Индии прошёл Международный конкурс Discovery. Ваша победа в нём была ожидаема?
- Нет. Порой я даже не знаю, в каких конкурсах участвую. Руководитель нашего фотоклуба Аркадий Кирнос обычно сам посылает на конкурсы наши работы.
- Что подтолкнуло математика к занятию фотографией?
Наверное, гены. Мама рассказывала, что дед увлекался фотографией. В детстве нас много фотографировала мама. Фото проявляла и печатала прямо на кухне. Тогда мне мамин фотоаппарат «Смена» 8М казался чем-то космически сложным. А в 2004 году, после окончания университета, появилось свободное время, и мне самому захотелось сделать с его помощью фото. Помню, перефотографировал тогда всех родных, сделал много пейзажей. Процесс затянул. Я приобрёл цифровой фотоаппарат. Затем пришёл в фотошколу при фотоклубе «Лагонаки», где нас учили секретам профессиональных фото. Потом было участие в конкурсах, первые победы и признание.
Проецировать любовь и добро
- Сейчас по всему миру проводится много конкурсов именно мобильной фотографии. Кстати, я как раз участвую в одном из них.
А в прошлом году в летнем лагере образовательного центра «Полярис-Адыгея» я провёл с ребятами занятия на тему «Мобильная фото графия как вид современного фотоискусства». Главный плюс такой фотографии - её доступность: смартфон всегда под рукой, он удобен, с ним выбрать лучший ракурс легче и быстрее, чем с камерой, фото можно тут же отправить друзьям.
Но даже самый навороченный телефон, лучшая фотокамера не будут работать за вас, если в вашей голове или в сердце пусто. Главное - мысль и любовь к фотографии. Я говорю сейчас о фотоискусстве, а не о позиционировании в соцсетях себя любимого и своей повседневной жизни.
- Как художник, я никогда не буду фотографировать жестокость или ЧП. Не могу снимать негатив, не желаю пользоваться моментом, снимая страдания или гибель людей и животных. А потому не во всём соглашусь с Марселем Дюшаном. Да, настоящая фотография должна будоражить, цеплять. Но шок от пейзажа слишком отличается от шока, вызванного снимком умирающего ребёнка, погребённых под завалами от землетрясения, убитых террористами. Хотя, к сожалению, именно эти снимки более интересны людям и продаются за миллионы.
Но для меня такие снимки и такой шок - табу! Я верю, что настроение и чувства фотографии проецируются на зрителя. Мир сегодня и без того жесток и озлоблен. Не хочу лишний раз подпитывать его ненавистью. Моя задача - проецировать людям любовь и добро, чтобы человек восхитился одуванчиком на солнце, красивым закатом в городе.
Недавно в Майкопском районе сделал фото озера с цветущими лотосами и выложил в соцсети. И многие специально поехали взглянуть на эту красоту вживую.
Недоходная доброта
- Что нового в людях в период карантина уловил объектив вашей камеры?
- Карантин поставил жизнь большинства из нас на неожиданную паузу. Шокированные этим, люди проявляют себя по-разному. Сейчас мы все в ожидании. Я, как и многие предприниматели, пострадал от этой паузы финансово. Но она мне дала возможность пообщаться с друзьями, разобрать свой фотоархив. У многих людей, наконец, появилось время на общение с семьёй, детьми.
- Поэтому в соцсетях вы поделились тем, что цените в людях доброту и честность?
– Это для меня определяющие качества в жизни, в общении с людьми. Наверное, повезло, что в большинстве меня окружают именно такие люди. Сейчас сознание человека зачастую склоняется к чувству выгоды. Доброта воспринимается как слабость, способная этой выгоде помешать. В итоге люди всё больше растворяются в повседневной суете, не имея ни времени, ни желания на добрые дела. Хотя именно отзывчивость и честность должны лежать в основе нашей жизни. Во всех её проявлениях.