90

Не ради знаний. Сергей Левченко - о школьном стандарте и праве на ошибку

«АиФ-Адыгея» № 8 24/02/2021

«Наша образовательная система пусть медленно, но движется к воспитанию многогранной личности. Однако пройдёт ещё как минимум десятилетие, прежде чем из школы выйдет поколение по-настоящему творческих людей», - считает призёр заключительного этапа Всероссийского конкурса «Учитель года» Сергей Левченко.

Когда диплом -не показатель

Карина Кадиева, «АиФ-Адыгея»:-Как призёр конкурса «Учитель года», что лично вы вкладываете в это понятие?

Сергей Левченко: Для меня учитель - не тот, кто получил специальное образование, это тот, у которого нужно и можно учиться. В принципе, учителем в той или иной степени является каждый из нас.

Но если говорить узкоспециально, учитель - это прежде всего человек, который нашёл в себе силы и возможности передавать накопленный опыт и знания другим. Причём это внутренняя потребность. Без неё учителем работать просто невозможно. И тут ни диплом, ни стаж в профессии не имеют значения. В школе есть люди, которые получили педагогическое образование, но нигде себя не нашли. Они в школе случайные, лишние. А настоящий учитель - это всегда подвижник, тот, кто горит идеей передавать другим знания и опыт.

Я всегда вспоминаю фразу: «Невозможно никого ничему научить. Можно только на­учиться». Вот только у кого? Большая удача, если у школьного учителя.

- Что вам нравится в современной школе и что вы категорически не приемлете?

- Мне в школе нравятся современные дети. Они лучше детей моего поколения и лучше поколения предыдущего. Они прекрасно разбираются в больших объёмах информации. Уже к первому классу у них такой колоссальный опыт взаимодействия с информационным миром, что удивить их, ошарашить какой-то книжкой или зачитыванием лекции невозможно.

Современные школьники чётко понимают, что можно взять, а что отбросить, что выучить, а что быстро найти. В этих объёмах они сразу выделяют, что им нравится, и не будут заниматься тем, от чего, мягко говоря, не в восторге. По-моему, это умение быть честным с самим собой и не заниматься тем, что не доставляет удовольствия, достойно уважения.

Я не считаю их эгоистичными индивидуалистами. Они прекрасно работают в команде, где каждый выполняет полезную функцию и не сотрудничает с человеком, который не приносит ощутимой пользы.

В итоге мы давно не удивляемся тому, что уникальные научные открытия и разработки совершают дети в возрасте 17 лет.

Да, они порой не умеют отдыхать, или их отдых не всем понятен. Но это не умаляет их развития, полезных навыков и моего удовольствия от работы с ними.

Если говорить о минусах школы, мне сложно принимать те ограничительные рамки, в которых существует процесс обучения. К примеру, выбор учителем учебника только из числа рекомендованных, внеклассные и внешкольные мероприятия, обязательные к проведению, нравятся они или нет.

Шаблон приветствуется

- Ваш конкурсный девиз: «Учить не ради знаний, а ради человека». То есть иногда от урока можно и отвлечься?

- Иногда и нужно. Я могу себе это позволить - математика преподаётся пять часов в неделю. Так что некоторый буфер времени у меня есть, чтобы уйти от программных мероприятий в сторону воспитательного процесса - неотъемлемой части школьной жизни.

Конечно, не все 40 минут урока уделяются некой повестке. Но часто решение насущных проблем класса, обсуждение какого-то острого вопроса, который мучит ребят, намного важнее математических формул. Кроме того, математика - наука прикладная, это поиск логики и правильного решения во многих жизненных ситуациях.

- Но если современная школа в общем-то благополучна, почему многие родители говорят, что детям тяжело в ней учиться?

- Учиться в школе всегда было тяжело. Скажу на собственном примере, мне нелегко давался русский язык. Я знал все правила, но когда начинал писать, забывал их напрочь. А потому дома часами сидел над тетрадью.

В одиночку редко кому удаётся осилить материал. И тут должен включиться учитель, помочь разобраться, сделав процесс обучения более понятным и простым.

Я понимаю, почему жалуются родители, особенно в последнее время, когда из-за перехода на удалёнку мы частично переложили на них груз ответственности за
обучение детей. Но, во-первых, это временная ситуация - удалённое обучение долго не продлится. Во-вторых, это всё-таки ваши дети. Их у вас двое-пятеро, у нас их тридцать пять только в одном классе, и всем нужно наше внимание, всех надо обучить. А это непросто.

Федеральный образовательный стандарт говорит нам о творческом развитии ребёнка: о том, чтобы он не по готовым шаблонам работал, как это было в советской школе, не пытался заучивать материал, а сам до него доходил, выводил формулы, искал пути решения.

Но проблема в том, что мы, взрослые, можем отойти от шаблона, а дети так быстро не перестроятся. Это долгий процесс. Детям надо давать образцы, они необходимы, пусть даже взятые из старых учебников. Кроме того, можно найти подсказки и развёрнутые объяснения в видеоуроках, опубликованных в интернете.

Но на мой взгляд, хорошие преподаватели тем и отличаются: они не просто учат предмету, они учат учиться. Понимать материал, сопоставлять с уже известным, логически встраивать в общую картину.

Репетитор как продлёнка

- Но если материалов для обучения много, почему так развит институт репетиторства? Школа не дорабатывает?

- Я не могу сказать, что школа не дорабатывает. Обо всех учителях говорить не буду. Но лично я выдаю весь объём материала в нужном русле, всегда готов прийти на помощь и каждый раз приглашаю ребят подходить ко мне на переменах, чтобы разобрать тот или иной непонятный им вопрос.

Но многие почему-то предпочитают пойти к репетитору, который часто превращается в группу продлённого дня: он ещё раз объясняет материал урока, делает со школьником домашнее задание. Хотя мне думается, современный репетитор - скорее систематизатор, который в голове ребёнка расставляет всё по полочкам. Он показывает и объясняет, как пользоваться знаниями, где их применять, как это делать наиболее эффективно.

Но я уверен, школа даёт достаточно, чтобы без репетитора сдать все экзамены. Если ребёнок самостоятельно изучает дополнительный материал, спрашивает учителя, сотня баллов на экзамене вполне достижима.

Чудесное время?

- Ректор АГУ Дауд Мамий в интервью «АиФ-Адыгея» сказал, что школа учит страху перед ошибкой. А открытий без ошибок не бывает. Согласны?

- Дауд Казбекович имеет право так говорить - он видит готового выпускника школы.

Но мы работаем на разных уровнях. Университету требуются будущие учёные-первооткрыватели. В школе они остаются таковыми класса до десятого. Потом забывают о своём предназначении первооткрывателей, им нужны только баллы ЕГЭ. Теперь для них каждая ошибка - это потерянные баллы на экзамене. Для родителей - вообще трагедия.

В итоге дети начинают сами себя натаскивать. Многие учителя этому способствуют, давая им только тестовые задания.

Возможно, всем трём участникам общеобразовательного процесса - детям, учителям, родителям - стоит пересмотреть своё отношение к ОГЭ и ЕГЭ. Это не судьбоносный момент в жизни, это одно из её испытаний, которое вполне по силам пройти. Совершать ошибки - это нормально, это обычный познавательный процесс, а не крах будущего.

- Многие ли выпускники школ назовут школьное время чудесным?

- Думаю, нет. Что мы чаще всего вспоминаем о школьных годах? Классные часы, которые перерастали в чаепитие, театрализованные постановки, поездки, экскурсии, походы в горы.

Раньше организовать это всё было намного проще. Сейчас это кипы бумаг, на которые уходит масса времени и сил. Если это экскурсионные вылазки, то чем длиннее маршрут, тем больше необходимых документов требуется. И далеко не каждый классный руководитель найдёт в себе силы и время, которыми будет готов пожертвовать ради этого.

За шесть лет моей работы в школе не помню, чтобы классы массово выезжали на экскурсии по стране, выходили в многодневные походы. А в силу последних событий (больше двух не собираться) о таких мероприятиях остаётся только мечтать.

Но если говорить о школьной дружбе, первой любви, поисках себя, всё это было и остаётся частью школьной жизни.

Оставить комментарий (0)
Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах