«Задача современного музея - чтобы человек, увидев произведение искусства у себя в смартфоне, испытал острое желание прийти в музей и посмотреть на него вживую» - уверена директор Северокавказского филиала Государственного музея искусства народов Востока Аминат Сообцокова.
Приглашение к размышлению
- В Северокавказском филиале одна за другой проходят весьма неоднозначные выставки: копия абхазской боевой галеры, персональная экспозиция Зака Кахадо. На ваш взгляд, если выставка вызывает споры, это плюс музею?
- Музей не ради плюсов работает. Его цель - пригласить к размышлению. В наших залах мы стараемся представить всё многообразие направлений, уже известных и молодых талантливых художников Северного Кавказа, России и зарубежья. Мы знакомим жителей и гостей Адыгеи с культурными достижениями. Помимо четырёх постоянных выставочных экспозиций, мы ежегодно осуществляем 12 выставочных проектов.
А принять или нет творчество того или иного автора - дело вкуса. Касается это не только абхазской боевой галеры и работ Зака Кахадо. Даже у авангардиста Евгения Цея - фигуры культовой для изобразительного искусства юга России - и по сей день есть те, кто его не признаёт.
- А какие темы наиболее популярны среди жителей и гостей Адыгеи? Какие вызывают желание прийти в музей?
- В первую очередь, конечно, археология. Ведь именно благодаря ритону «Пегас», найденному в Уляпских курганах, был создан наш музей. Но даже 40 лет спустя на его точную гальванокопию (оригинал хранится в «Особой кладовой» Государственного музея Востока в Москве) приходят посмотреть жители и гости Адыгеи.
Недавно головной музей передал нам знаменитый котёл нартов, с которым вообще связана целая легенда.
Очень интересна посетителям музея национальная адыгская культура, которой у нас посвящено два зала, и, естественно, экспозиция костюмов модельера Юрия Сташа. В этом году ему исполняется 90 лет, но Юрий Махмудович продолжает трудиться. К юбилею мы выставим его новую, очень интересную работу.
Кстати, выставка его творений, посвящённая легендарным находкам Уляпских курганов, прошла на месте, где проходили раскопки - в ауле Уляп, куда съехались археологи - участники организованной музеем научной сессии.
Вкусная подача
- Легендарный режиссёр Марк Захаров как-то сказал: «Зрителя надо удивлять, чтобы он не впадал в скуку». Чем может удивить ваш музей?
- Скажу одно: монотонные экспозиции уже не интересуют. И тут не важно, один предмет или несколько - с ними надо работать. У каждого экспоната своя история, свои грани. Но надо уметь их не просто раскрыть зрителю, а вкусно подать, причём на всех платформах.
Если вы заметили, мы сейчас очень активно выступаем в соцсетях, рассказывая по блокам о самых интересных экспонатах музея. В итоге даже те, кто уже был на открытии экспозиции, приходят посмотреть её повторно.
Привлекают в музей и многочисленные мастер-классы от художников, встречи с ними, которые проходят почти после каждого открытия выставки.
Впервые в этом году в нашем саду мы провели фестиваль цветения сакуры. Тут была и фотозона на фоне деревьев, и возможность сыграть в настольные японские игры, мастер-классы оригами и икебаны и, конечно, обучение церемонии чаепития.
Ещё одно событие, которое не дало скучать зрителю, - наша выставка «Художники Северного Кавказа», открывшаяся на прошлой неделе в Нальчике. В экспозиции мы представили полотна лучших мастеров из
11 регионов юга России.
Ломая стереотипы
- В последнее время сложился определённый образ посетителя музея - интеллигент преклонного возраста. Как-то собираетесь ломать этот стереотип?
- Я с этим утверждением в корне не согласна. Мы работаем теперь даже в выходные - специально для посетителей изменили график. Какой там преклонный возраст? К нам столько молодёжи приходит! Кроме того, мы много работаем с турфирмами. В наш музей приезжают туристы со всей России, часто целыми семьями: из Бурятии, Карелии, Новосибирска, Калининграда, Мурманска и так далее, уже не говоря о Москве, Ростове, Ставрополье, Кубани, кавказских республиках. Из-за коронавируса иностранных гостей в этом году меньше, но они тоже есть.
Летний сезон показал, что и детям в нашем музее интересно. В период работы оздоровительных лагерей мы создали спецпроект «Лето в музее» и в день проводили по нескольку экскурсий для детских групп.
На открытых площадках ребята знакомились с экспозицией «История камней», с историей изготовления и хранения сушёного адыгейского сыра, которую рассказывал и показывал сыродел Казбек Цишев. Ребята с удовольствием участвовали и в традиционном процессе очистки кукурузных початков для мамалыги.
В залах музея для них провели экскурсии по экспозициям как местных художников, так и мастеров со всего юга России. При этом дети не только видели экспонаты, к некоторым могли прикоснуться, более того, нарисовать свой шедевр на заданную тему. Я заметила, насколько любознательны наши дети: они не просто смотрят на экспонаты, они задают много вопросов. С удовольствием откликаются на любое наше новшество: смотрят мультфильмы и потом рисуют персонажей, собирают пазлы, участвуют в мастер-классах, конкурсах.
Недавно был такой случай: ребёнок, посетив выставку живописи, принёс мне свой рисунок. На вопрос «для чего» ответил: «У вас же висят картины других. Хочу, чтоб и моя тоже висела». Эти слова дорогого стоят.
- То есть на посещаемость не жалуетесь?
- В «Ночь музеев» нас посетила почти тысяча человек. Мы сделали 18 новых площадок, разделив акцию на две программы. Одна посвящена детям: на открытой площадке перед музеем с ними работали мастера-прикладники, малыши отправлялись в «Путешествие в мир Фиксиков», участвовали в танцевальном мастер-классе. Параллельно шёл конкурс начинающих художников. А на площадке технопарка «Кванториум» ребята испытывали 3D-ручку, беспилотные летательные аппараты, пробовали свои силы в управлении роботами, учились работать с микроскопами. Закрыл детскую программу ансамбль «Зори Майкопа».
Для взрослых в зале работала фотовыставка «История Победы». Национальный банк выставил не только коллекцию монет, но и показал технические средства современной утилизации и подсчёта денежных единиц. А в это время в наш виртуальный музей в очередь выстраивались целые семьи.
Перед зрителями выступили ансамбль «Исламей», солисты Камерного музыкального театра. А завершил программу концерт авторской музыки от группы «Шёлковый путь». Целый день люди шли потоком. Машины подъезжали к музею вплоть до закрытия.
В гармонии
с виртуальностью
- Сегодня в смартфонах можно найти не только историю любого экспоната, но и целый тур по лучшим музеям мира. Не кажется ли вам, что в борьбе с гаджетами музей проигрывает?
- Ничто и никогда не заменит похода в музей. Виртуальный тур - это отличная возможность увидеть сокровища мировой цивилизации и культуры. Это удобно и не требует особых затрат: не надо собираться, куда-то идти. Но такой просмотр лишь информативен, сердца не трогает, нет ощущения энергетики, заложенной художником в произведение.
Многие работы Всероссийской выставки «Берега», объединившей фотографов от Камчатки до Крыма, мы тоже видели в интернете. Но совсем другое чувство охватывает тебя, когда видишь их в залах музея. Никакой интернет не передаст эмоции, заключённые в фотографиях о жизни села и горожан, спортсменов, инвалидов. На выставку люди шли потоком, не спешили уходить. Значит, человеку мало увидеть экспонат в интернете - нужно вживую прочувствовать заложенную в нём энергетику.
Далеко за примерами ходить не надо. Ровно день в нашем музее экспонировалась точная копия адыго-абхазской боевой галеры. Абхазский художник Батал Джапуа создал её чертежи по архивным российским, турецким данным, рисункам и описаниям, а также по исследованиям советских, абхазских учёных и этнографов. На галеру, сделанную в Карелии, получен сертификат, что доказывает - это точная копия галер причерноморских адыгов и абхазов времён Ахмудбея.
Всего за несколько часов посмотреть на галеру в музей пришло более 500 человек, узнав о ней из соцсетей.
Так что я считаю, что будущее музея - в смешении виртуального и реального. Человеку всегда будет интересен реальный предмет, который можно потрогать. А вот построить вокруг него некую историю, сюжет, тему поможет виртуальность.