215

Виртуальная бездна. Директор музея в Адыгее о прогрессе и «стране атеистов»

«АиФ-Адыгея» №12 22/03/2017
Фото Надежды Гусевой / АиФ

Директор Северокавказского филиала музея искусства народов Востока в Адыгее считает, что нормальное общество невозможно без жалости, сострадания, милосердия, доброты, благотворительности и без ответственного отношения к детям и старикам.

«В противном случае, оно не только далеко от нормы, такое общество ущербно. А сегодня приходится констатировать, что именно в таком обществе мы и живём», - считает Нафисет Кушу

В интервью ADIGEA.AIF.RU директор музея рассказала о современных нравственных проблемах, духовности и прогрессе.

Сила нравственности

Карина Кадиева, ADIGEA.AIF.RU: Год экологии ваш музей открыл масштабной выставкой «Мир природы Кавказа». Считаете, что музейщики в состоянии решить проблемы экологии?

Справка
Нафисет Кушу родилась в 1943 году в ауле Понежукай. В 1968 году окончила Московский архитектурный институт. С 1973 по 1997 г. - главный архитектор Майкопа, с 1997 года - директор Северокавказского филиала Государственного музея искусства народов Востока. Председатель Адыгейской организации Союза архитекторов России.
Нафисет Кушу: Естественно, нет, ведь проблему экологии в стране можно решить только на государственном уровне. Она должна быть такой же приоритетной, как вооружение и экономика. Экология - проблема нравственная. Какова нравственность, такова и экология в стране. В одном из своих трудов великий мыслитель и учёный Дмитрий Лихачёв писал, что во все времена в любом обществе без культуры и нравственности не могут действовать законы экономики, юриспруденции, законы исторические.

Нравственность - это то, что превращает население в упорядоченное общество, смиряет национальную вражду, заставляет большие нации уважать малочисленные. Нравственность в стране - самое могучее объединяющее начало.

В нашей стране буксует демократия, потому что мы привыкли жить по понятиям, а не по закону.

Начинать надо с себя

- Но если экология - нравственная проблема, значит, с нашей нравственностью не всё в порядке?

- А где у нас всё в порядке? В экономике, социальной сфере, в сельском хозяйстве, культуре? У нас не год должен быть экологии посвящён, а хотя бы десятилетие. Мы даже не замечаем, что последние 20-30 лет живём в совершенно изменившемся мире. Не мы меняемся. Изменилась планета, на которой мы все живём. Она стала маленькой и очень от нас зависимой. А мы на ней как инопланетяне - ничего не хотим замечать.

Год экологии надо начинать с себя: с чистоты своего дома, двора, улицы. И тогда мы победим разруху в головах. Выставкой «Мир природы Кавказа» мы хотели напомнить людям, какую красоту они теряют. Это даже не крик о помощи, - сколько уже можно кричать. Это призыв к немедленному действию. 

Нестабильность в обществе порождает нестабильность в душе.

- Разве можно остановить прогресс? 

- Не в прогрессе дело, а в нравственном к нему отношении. К примеру, когда в Адыгее только собирались строить завод строительных материалов, какой крик подняли экологи, чуть ли не экологическую катастрофу пророчествовали. Но оказалось, что на заводе не только экологически чистое производство и никаких выбросов, но это ещё и миллионные вложения в бюджет, рабочие места и благотворительность. То есть сочетание прогресса и экологии возможно. Только над этим надо серьёзно работать и быть воспитанными, совестливыми людьми. А государство должно требовать экологически чистых предприятий на уровне закона и применять жёсткие меры к нарушителям закона. В нашей стране буксует демократия, потому что мы привыкли жить по понятиям, а не по закону. А демократия, при всей её народности, - это всё-таки диктатура закона. 

В забытьи

- Сегодня по стране строится большое количество храмов. Разве это не говорит о возрождении духовности?

- Во все времена о возрождении духовности говорят поступки человека. Мы увлеклись внешней атрибутикой. А что творится внутри человека - представить страшно. Религия должна быть стержнем в верующем человеке, определять его поведение. Количество храмов не перерастёт в высокую духовность, если стирается понятие милосердия, сопереживания, растёт равнодушие к тем, кто нуждается в помощи.

В советские времена мы были страной атеистов. Но именно тогда мы были гораздо ближе к богу, чем теперь. Нас учили жалеть слабых, сопереживать. Деньги не играли главенствующую роль в нашей жизни. Знаете, мне повезло жить в советское время. Мы жили беднее, но насыщеннее. Да и кодекс коммунизма строился по библейским заповедям. И не в идеологии дело. Недаром Владимир Путин назвал распад Советского Союза геополитической катастрофой.

Сегодня нестабильность в обществе порождает нестабильность в душе. В обществе господствует потребительское отношение к жизни. В нравственном плане мы напоминаем динозавра, от которого скоро останется один скелет: всё съели, а нарастить мяса так и не смогли. 

- Есть то, что вас настораживает в сегодняшней жизни?

- Мне не по себе от детей, уткнувшихся в планшеты. У виртуальной культуры не обозначены пределы. Музыка в наушниках, электронные книжки, картины в телевизоре - это в лучшем случае. Мы не говорим с детьми о том, как прошёл день, не обсуждаем проблемы. Мы дарим им планшеты, чтобы не путались под ногами. И крошка сын идёт не к отцу, узнавать, что такое хорошо. Ценностям учит Всемирная паутина. А потом мы разводим руками: откуда берутся жестокость, озлобленность и равнодушие? За балансом между реальностью и виртуальностью следить некому.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых