Примерное время чтения: 7 минут
70

Крыша для студента. Проректор вуза о грантах за креатив и юных миллионерах

«АиФ-Адыгея» № 46 16/11/2022

«Думаю, тема невежественной молодёжи во многом надуманна. Сегодняшние молодые 
люди не хуже и не лучше. Они просто другие», - считает проректор Майкопского 
государственного технологического университета по молодёжной политике Мурат Брантов. 

Мобильные и смелые

- Нередко можно услышать от представителей старшего поколения: мол, молодёжь сегодня необразованна, груба, невежественна. А что сказали бы вы?

- Я это убеждение не поддержу. Не бывает плохой молодёжи, есть ребята, которыми не занимаются, которых плохо воспитали.

Но раз такие суждения в ходу, значит, у меня есть работа. Она как раз в том и заключается, чтобы помочь молодому человеку определить своё положение в обществе, цель и жизненную стезю.

Основная миссия нашего университета - научить молодёжь созидать, тем более что тенденция последних лет - это интеллектуальное развитие молодёжи. 
Мой портрет молодого поколения - мобильные, креативные, достаточно умные и творческие, с хорошим чувством юмора люди.

Да, не многие из них решаются на какие-то смелые шаги в части создания и продвижения проектов. Но в ситуации, когда государство им обеспечивает все условия для развития - грантовые конкурсы, форумы, фестивали, смелых идей и проектов становится всё больше. Наши ребята выезжают на молодёжные форумы и фестивали, спортивные и интеллектуальные мероприятия. Поездки студентам оплачивает вуз. И 
именно он теперь отвечает за трудоустройство своих выпускников. А это уже вопрос престижа - наши выпускники должны быть востребованы. Так что студенту остаётся только взяться за дело, проявить трудолюбие и творческий подход - все виды помощи ему гарантированы.  

Стартап и место силы

- Какими творческими инициативами особенно гордится вуз?

- МГТУ одним из первых в стране реализовал программу «Стартап как диплом», призванную развивать в студентах предпринимательские компетенции. «Стартап» позволяет представить на защиту вместо классической выпускной работы практический результат в виде действующего технологического бизнеса. 

Итогом успешной работы наших ребят стало появление в вузе команды из шести миллионеров - cтудентов, чьи проекты в области технологического предпринимательства выиграли миллионные гранты.

Местом силы я называю созданное в МГТУ студенческое пространство, ставшее местом средоточения талантов и объединяющее все ключевые проекты и инициативы молодёжных движений. 

На широкую ногу поставлено в вузе наставничество. С 1 сентября мы реализовываем проект «Корпус наставников». Только наставники первокурсников - не педагоги, а старшекурсники. Они помогают вчерашним школьникам быстрее адаптироваться к студенческой жизни, объясняют, на какие меры господдержки вправе рассчитывать студент в той или иной ситуации. К примеру, как получить материальную помощь в связи с наймом жилья, тяжёлой болезнью и так далее. Наши многочисленные студобъединения - это созидающая молодёжь, готовая показать себя не только в стенах вуза. Помогают нашему региону такие успешные студ­объединения, как «Волонтёры-медики», 
Российский союз молодёжи, Всероссийский межнациональный союз молодёжи, добровольная пожарная дружина и «Российские студотряды».

Отряд охраны правопорядка «Кодекс» активно сотрудничает с правоохранительными органами, помогая в поддержании порядка на массовых мероприятиях. Театр моды «K-Star» - участник республиканских и всероссийских мероприятий, международных дефиле. Наш спортклуб входит в Ассоциацию студенческих спортивных клубов России.

Актуальна и работа Клуба интернациональной дружбы - у нас обучаются представители более 25 стран. А отряд «ЭкоНация», участвующий в восстановлении лесов Адыгеи, за несколько дней помог собрать почти полтонны макулатуры. Именно они высадили во дворе филиала музея Востока японскую сакуру, за которой ухаживают. Я уже не говорю о творческих коллективах. Участие ребят в студенческих объединениях формирует навыки общения, взаимопомощи, умение работать в команде, что ценится работодателями не меньше креативного мышления.  

С обновлённой прошивкой

- Если сравнивать современных студентов с теми, кто учился 7-10 лет назад, в чём отличие?

- Если говорить языком техники, у тех, кто выпускается сейчас, обновлённая прошивка. На мой взгляд, они более универсальны, и в жизни гораздо быстрее могут найти себе применение. Плюс к тому, они быстрее осваивают новые технологии. 

- На ваш взгляд, развитие IT-технологий способствует универсальности или ущербности молодого ума?  

- Интернет - замечательная штука для того, кто умеет им пользоваться. Для остальных это куча мусора. 

Всегда есть опасность к ней привыкнуть и постепенно превратиться в ущербного потребителя бесполезного контента.

В соцсетях ходила шутка: «У нас есть устройство, с помощью которого мы имеем доступ ко всей информации мира, а мы его используем как тетрис». Примерно так и происходит: возможность поиска есть, но ей надо уметь пользоваться с умом. Было бы желание. 

Мы стараемся обучить студентов не просто потреблять информацию, но и в разных источниках проверять её, анализировать, думать.

- Согласны с мнением, что нынешние студенты слабее предшественников в учёбе?  

- Я так не думаю. Как уже говорил, нынешние студенты не хуже и не лучше, они просто другие. У нас немало студентов, которых работодатели подмечают и разбирают уже на III-IV курсе. Кроме того, задача вуза - дать конкретный вектор для будущего развития. Остальное зависит от человека. Хороший специалист - человек разносторонний, обладающий различными навыками. Мало иметь красный диплом, нужно быть активным, коммуникабельным, творческим. 

Мы стараемся создавать все условия для всестороннего развития студентов. Сейчас объявили конкурс эссе к 29-летию МГТУ с хорошими призами. И многие студенты уже откликнулись. Большинство молодёжи университета пользуются тем, что им предлагают.

Но, к сожалению, есть и пассивные студенты. Они ни в учёбе себя активно не проявляют, ни в других сферах. Есть и девиантная группа ребят - те, кого упустила школа, кто не был социализирован, а потому попадает в разные передряги. Работать с ними непросто. Но мы не опускаем руки. 

Шанс на успех

- Считается, что в 18 лет человек сформирован как личность. Тогда откуда такое количество инфантильных молодых людей?

- Я бы не стал утверждать, что их много. Настоящий студент - это очень активный, самостоятельный и работящий человек. Но не секрет, что порой человек идёт в вуз, потому что так решили родители. Они видят своё чадо непременно экономистом, менеджером или врачом. Так рождаются в их детях равнодушие 
и инфантилизм. Постковидный синдром тоже сыграл свою роль. 

Да, в 18 лет человек формируется. Но это не значит, что ему не нужен шанс понять себя, не нужна психологическая поддержка. Кстати, сейчас в вузах возрождается психологическая служба. 

- Многие ли студенты-очники совмещают учёбу и подработку? Какие меры поддержки предлагает им вуз? 

- Некоторые студенты, в том числе и иностранные, во внеучебное время подрабатывают в кафе, на автомойках, грузчиками, разнорабочими. В период пандемии вуз финансово помогал иностранным студентам и обеспечивал проживающих в общежитиях продуктовыми наборами.

Вуз делает всё для того, чтобы наши выпускники во взрослой жизни добивались успеха. А это произойдёт только тогда, когда вчерашний студент будет делать то, что любит, каждый день совершенствуя свой профессионализм. Шансов быть успешным на современном рынке труда всегда больше у тех, кто быстрее адаптируется к новым реалиям.

Мурат Брантов

Родился в 1977 г. в Майкопе. В 1999 г. окончил экономический факультет АГУ. 12 лет проработал в ГТРК «Адыгея». С 2008 г. занимался предпринимательской деятельностью. С 2013 г. - проректор по социально-бытовой и воспитательной работе МГТУ, ныне проректор по молодёжной политике МГТУ. 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах