aif.ru counter
219

Казбек Ачмиз: «Единство спасло страну от смуты и самозванцев»

«АиФ-Адыгея» №13 30/03/2016
Фото Надежды Гусевой / АиФ

«Боюсь, что история России в сегодняшнем её прочтении представляется для молодёжи запутанной и малопонятной. Слишком много точек зрения и трактовок. На глазах изумлённой публики жертвы превращаются в палачей, а палачи становятся жертвами», - считает историк, член Общественной палаты Адыгеи Казбек Ачмиз.

Не в курсе

Карина Кадиева, АиФ-Адыгея: - В прошлом году свет увидела ваша книга «Кавказская война в исторической памяти народов России». Но не искажает ли время историческую память? Так ли понятны и близки современникам события, свидетелями которых были их прадеды?

Казбек Ачмиз: - Может, не всегда понятны. Но каждый человек должен знать свои корни, выносить из истории урок. 4 ноября мы отмечаем как День народного единства, потому что именно единство спасло страну от смуты и самозванцев. В 1612 году люди самого разного происхождения, вероисповедания и положения в обществе продемонстрировали образец героизма и сплочённости в борьбе за свободу страны, восстав против власти на Руси Речи Посполитой. Тому же учит пример единения в Отечественную войну 1812 года, когда против наполеоновской армии выступила вся страна. 

Я не согласен с тем, что история далека от нас. Вспомните, как 9 Мая, в день 70-летия Великой Победы, на улицы городов по всей России вышли миллионы людей и прошли Бессмертным полком с портретами своих дедов и прадедов. Это и есть народное самосознание, гордость за свою страну и подвиг её защитников.

Защита власова

- Тогда как вы объясните, что история меняет жертв на палачей?

- Меня возмущает «своя трактовка» истории и тот факт, что через год после шествия «Бессмертного полка» в Санкт-Петербурге один историк при переполненном зале защитил докторскую диссертацию, в которой власовцы, перешедшие на сторону фашистов, реабилитированы и названы борцами за освобождение народов России. Как вообще можно было разворачивать дебаты о том, предатель или освободитель Власов, добровольно перешедший на сторону врага? Почему на страницах реферата, посвящённого военному времени, ни разу не упоминаются такие понятия, как «измена», «воинская честь», «патриотизм»? Автор всеми силами стремится обелить Власова, представить его жертвой политического процесса, оправдывает измену воинскому долгу и присяге.

Война - жестокая штука. Но есть у неё свои законы, по которым одни её солдаты - защитники и освободители, другие - предатели Отечества, перешедшие на сторону врага. Если власовцы - борцы за свободу, то такими же борцами могут считать старост и полицаев, которым место рядом с Бандерой. А значит, нивелируется само понятие героизма советских солдат, их подвига и миллионов жертв.

Есть и практическая цель у этой работы: в ней отрабатываются технологии измены и практика предательства. Их не так давно мы наблюдали в Сербии, Ливии, Ираке, на Украине, в Сирии. В этих странах НАТО создавала на базе пятой колонны оппозицию по власовскому типу, а затем свергала руками «борцов за свободу» неугодные правительства и устанавливала там удобный режим.

За термином дело

- Вы всегда очень трепетно относитесь к терминам. Почему?

- Исторические термины несут в себе определённый смысл и оценку события. Нигде, кроме наших и белорусских учебников, да и то не всех, уже не упоминается термин «Великая Отечественная война». Его заменяют терминами «советско-нацистская война».

Когда мы говорим русско-японская или русско-турецкая война, речь идёт о расширении владений, захвате территорий. Выходит, термин «советско-нацистская война» сводится к тому же. Но ведь это была битва за свободу Отечества, за свободу мира от фашизма.

- Выходит, прав был Дюма-отец, когда сказал: «История подобна гвоздю, на который можно повесить всё что угодно»?

- Дюма был беллетристом. Он может себе позволить немножко перекроить и перекрасить историю. Но профессиональный историк должен пользоваться только проверенными данными, фактами и цифрами. Если продолжать тему гвоздя, то стержень его - историческое знание, а не популистские лозунги.

Одна из китайских стратагем хаоса гласит: «Лови рыбу в мутной воде», то есть создавай замешательство и путаницу для того, чтобы незаметно двигаться к достижению своей цели.
Какие цели преследуют те, кто жонглирует терминами-перевёртышами, перевирает факты, и кому это на руку, остаётся только догадываться. 

Казбек Ачмиз
родился в 1946 г. в г. Туапсе. В 1964 г. окончил Адыгейское педучилище, в 1969 г. - физмат Адыгейского пединститута, затем - истфак КубГУ. Работал учителем в СОШ №6 г. Майкопа, ответсекретарём Всероссийского общества «Книга». С 1988 по 2013 г. - директор педколледжа им. Х. Андрухаева. Председатель правления общества «Знание» РА.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)
Loading...

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах
Роскачество