aif.ru counter
767

Нафисет Кушу: «В демократии рождаются лишь слащавые женские романы»

«АиФ-Адыгея» №30 22/07/2015
Фото Надежды Гусевой / АиФ

«Музеи пока окончательно не превратились в шоу. Я считаю, что никакая передовая технология - виртуальная экскурсия или формат 3D - не приведёт в музейные залы зрителя. Его надо воспитывать в любви к искусству с детства», - считает директор Северокавказского филиала Государственного музея искусства народов Востока Нифисет Кушу. 

Хранители времени

Карина Кадиева, АиФ-Адыгея: - Недавно в Государственном музее искусства народов Востока открылась выставка Северокавказского филиала. Как встретили лучшие работы художников 11 регионов юга России москвичи?

Нафисет Кушу: - Мы постарались выбрать наиболее значимые работы. Хотелось показать именно высокое искусство графиков, живописцев, авангардистов Северного Кавказа во всей его многогранной палитре. Выбирали те полотна, в которых есть мысль, эмоция, которые заставят остановиться, задуматься и проникнуться красотой, запечатлённой на полотне. Высокое искусство не оставляет человека равнодушным.

- Что должно измениться в консервативном музейном деле во времена нанотехнологий и формата 3D?

- Я считаю, что никакая передовая технология - виртуальная экскурсия или формат 3D - не приведёт в музейные залы зрителя. Искусство, которое целиком построено на технологиях, не содержит духовного смысла. Оно тоже создано воображением - значит, это творчество, но не высокое искусство: там нет эмоции, нет этического начала. 

Нафисет Кушу. АиФ/ Фото Надежды Гусевой

В Краснодаре я побывала на выставке Константина Худякова. Да, высокие компьютерные технологии, размах, миллионы долларов, но сердца эти работы не тронули. Может, и найдутся те, кому близка тема полотна «Изнурённая некрофилия». Только не думаю, что таких будет много. О глубоком смысле картин не говорю - его там нет. Зато мастер в тренде. Это ширпотреб, выставка на один раз - зашёл-вышел.

В Москве я побывала на виртуальной выставке Ван Гога, которую, следуя моде, проводили на заводе: на полу, потолке, стенах цеха - картины. Можно ходить по ним, трогать руками. И что это даёт зрителю? Зрелище, больше ничего. Ещё один пример - выставка в Михайловском дворце, где погиб император Павел I. Дали нам по фонарю и пошли мы в кромешной тьме к спальне императора, где произошло убийство. Вдруг раздался топот ног, затем стуки в дверь - в замок ворвались убийцы. Что должен чувствовать зритель? Только страх или нездоровый интерес. Как можно делать шоу из страшной гибели человека? 

На грани

- Каким должно быть искусство, чтобы к нему потянулась молодёжь?

- Вы думаете, так много молодых людей приходит в музеи? Недавно в Адыгее авторскую выставку «Я садовником родился» открывал Зураб Церетели. Думали, выстроится очередь. Ничего подобного. Если говорить о молодых, то несколько школьных групп пришли с учителями. Педагоги уселись вдоль стен, а дети, побродив между картин, тихонько слиняли. В воспитателях детских душ даже мысль не зародилась - прогуляться вместе с учениками. Потому что нет привычки посещать музеи ни у педагогов, ни тем более у их учеников. Мы в музей пускаем бесплатно до 18 лет. На выставке индийского ковра танцуют храмовые танцы, рисуют хной, не раз мы устраивали в залах дефиле черкесского костюма, во дворе - адыгэ-джегу. Но всё это пройдёт мимо, если нет привычки ходить в музей, воспитанной с детства. 
Я остаюсь приверженцем идеи, что искусство должно быть на службе у народа, как это было в СССР. Да, было и равенство в нищете. Но главным критерием оставалась духовность. В советские времена, когда люди с 200 рублями всей семьёй ехали в отпуск в Москву или Питер, что посещали в первую очередь? Музеи. А сейчас? 

- Выходит, что всё сводится к образованию?

- О каком образовании и культуре мы говорим, когда в театральный вуз поступают люди, не знающие имени-отчества Пушкина, не читавшие «Пиковую даму»? Руководитель Малого театра Юрий Соломин в интервью «АиФ» сказал об абитуриентах: «Ситуация с безграмотностью не просто стала ещё хуже, впору кричать караул. Кто виноват - известно. В школах уничтожены гуманитарные часы, и это разрушает нашу культуру». 

Недаром актуальной остаётся мысль: «Диктатура - литература, демократия - макулатура». В борьбе с диктатурой рождалась мысль, живописные и литературные шедевры, а что рождается в демократии? Слащавые женские романы или кровавые детективы. Неудивительно, что сейчас из человека наружу выходит всё самое неприглядное: корысть, зависть, жестокость - всё на служение деньгам. В нашей стране наступила эра золотого тельца. 

- Многие политики считают, что это разрушительное влияние Запада. Вы согласны?

- Очень удобно все свои грехи списывать на Запад. Политтехнолог Збигнев Бжезинский считал, что СССР извне победить нельзя, нужно уничтожать изнутри. Но кто это делал изнутри? Наши сограждане.

Сейчас возвращаются к теме патриотизма, который изничтожили в 90-е. Но любить свою страну могут те, кто видит заботу страны о каждом конкретном гражданине. Бесполезно людей, которым повышают цены на продукты и лекарства, тарифы на воду и газ, призывать любить родину. Они на грани выживания.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах
Роскачество