Примерное время чтения: 9 минут
2871

Интервью с известным дзюдоистом

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 32. АиФ - АДЫГЕЯ 10/08/2011

Его называли Моцартом дзюдо, «секретным советским оружием», гениальным спортсменом на все времена. В фондах Токийского университета до сих пор хранятся записи всех боев Невзорова, которые японцы считают образцом владения искусством дзюдо.

 Сколько времени должно пройти, чтобы на свет появился спортсмен, по одаренности равный его таланту? Наверное, на просторах России когда-нибудь кто-то и появится. Но пока одним их самых ярких дарований не только нашего, по и мирового дзюдо остается наш земляк, майкопчанин Владимир Невзоров, первый олимпийский чемпион по дзюдо.

- Я не сторонник лозунга о том, что в спорте главное - участие. Надо всегда стремиться к победе. Этому учили когда-то меня, теперь учу я. Я принадлежу к тем людям, кто должен все испытать на собственной шкуре, оценить свои возможности в том или ином деле - а иначе не стоит за него и браться. Мой жизненный и спортивный девиз: «Будь всегда честен» перед собой, спортом, жизнью, - рассказал в эксклюзивном интервью «АиФ-Адыгея» чемпион Олимпийских игр в Монреале 1976 года, легенда дзюдо Владимир Невзоров. 

Ковер покажет!

- Легко ли быть легендой?

 - Никогда не задавался таким вопросом. И легендой себя не ощущаю - это что-то сказочное, красивые слова - не больше. А реально - если у человека есть спортивные задатки, если при помощи тренеров и трудолюбия он смог реализовать их, сложилась жизнь. Не легенда. И если в этой жизни я что-то умею, чему-то научился, то с этим и останусь. Не больше!

  - Ваш талант всегда изумлял специалистов. И в самбо, и в дзюдо. Из чего состоит ваша формула успеха?

 - Сложный философский вопрос. За счет чего человек получает результаты? За счет техники или крепкой физической формы, природной одаренности или трудолюбия? Это тренерский вопрос - понять, за счет чего спортсмен выигрывает. Наверное, одно нельзя отделить от другого. Конечно, талант. Конечно, техника. И конечно, трудолюбие. Поэтому чемпионы - «продукт» естественного отбора, спортсмены высокого уровня, которые не останавливаются в развитии и идут по нарастающей, без остановки. А почему побеждают? Это то же самое, что объяснить, как Пифагор изобрел свою «теорему нимфы» или Эйнштейн - теорию относительности.

  - А за счет чего выигрывали Вы?

- Если честно, сам не знаю. Я просто выходил и побеждал. Потому что любил бороться. А в борьбе нельзя сказать, за счет какого приема. Борьба сама подскажет! К примеру, есть фрагменты, к которым готовились годами - к тем же боям с японцами-королями дзюдо. Пот лился ручьями, чтобы потом в 10-минутной схватке ты одержал победу над соперником, который готовился к бою не меньше тебя. Это очень сложно - довести свои движения до такого автоматизма, чтобы создать выигрышную для тебя ситуацию и использовать ее. Многое в моей спортивной жизни определяло отношение тренера. Приказы и советы Якуба Камболетовича Коблева не обсуждались - просто «били в точку», работали на победу. Он видел намного дальше нас, старался помочь словом и делом. Недавно встретил очень хорошего спортсмена - моего сверстника, который при всем таланте оставался только призером, ни разу не став чемпионом. Почему? Не было у него такого тренера, как Якуб Камболнтович, тренеры не видели или не хотели видеть в нем задатки чемпиона. Так и не сложилась его жизнь в спорте. Как говорят: «Ковер всегда покажет, кто будет завтра чемпионом!» 

«В спорт привела драка»

- Вы говорите, что любили в детстве подраться. Не это ли подтолкнуло к занятиям самбо и дзюдо?

 - Любил подраться, как и любой мальчишка, причем был заводилой. Уступать - это не по мне. Я рос ершистым малым. Это качество характера мне потом сильно пригодилось в спорте. До борьбы я перепробовал многие виды, но предпочтение отдавал играм. Однако футбол был вне конкуренции - старый потертый мяч мы гоняли во дворе до темноты. А к Якубу Камболетовичу меня привела банальная драка с другом Лешей Ачмизовым. Я не успел опомниться, когда, поверженный, рухнул на землю. Алексей, оказывается, занимался самбо. Тогда я впервые восхитился искусством борьбы. И подумал: научиться такой защите мне не помешает. Но для верности мы бросили жребий. Так я пришел в самбо. Это потом великий Коблев, а тогда мало кому известный тренер-энтузиаст сказал, что я ему сразу понравился своей настойчивостью и упрямством. 

Мы вышли из самбо

 - И все же, став чемпионом Европы по самбо, вы сменили куртку самбиста на кимоно. Не обидно?

 - Абсолютно нет! Титулы давят на спортсмена. Но покорение других высот - дело принципа. Дзюдо всегда было олимпийским видом спорта. А кто из спортсменов не мечтал войти в сборную Советского Союза и выступить на олимпийских играх? Поэтому я, как и многие мои товарищи, перешел из самбо в дзюдо. Якуб Камболетович мой выбор одобрил. И как всегда, оказался прав. Но я и сейчас считаю себя самбистом. Все мы вышли из самбо, имея хорошую физическую подготовку. И все же дзюдо более широкоформатно.

 - Нобуюки Сато, двукратный чемпион мира, ректор Токийского университета, назвал вас «большим японцем в искусстве дзюдо», чем все чемпионы Страны Восходящего Солнца. Что для вас этот вид спорта?

 - Приятно слышать! Хотя считаю слова мастера некоторым преувеличением. Дзюдо - это особая многовековая культура, которую прививают в Японии с детства. Японская спортивная культура начинается с походки, с поклона дому, в который входишь, с отношения к людям, встреченным тобой. Дзюдо - не просто искусство борьбы, это целая философия, народное достояние страны, которое не просто берегут, а развивают. Я видел в токийских спортзалах ребятишек, которые приходили на тренировку одетыми с иголочки: в кристально чистых, новеньких кимоно, аккуратно подпоясанных, приятно поразили их уважительные беседы с тренерами. Вообще, быт и жизнь японцев пронизана культурой сумо и дзюдо. Чемпионы в этих видах спорта приравниваются к небожителям! 

Две звезды

- Вы всегда тепло отзываетесь о своем тренере Якубе Коблеве - тоже легендарном человеке, который на протяжении многих лет растил чемпионов для страны.

 - Сегодня Якуб Камболетович Коблев является ректором единственного в мире Института физической культуры и дзюдо. О таких, как он, говорят: тренер от Бога. Он умел находить по всей Адыгее талантливых мальчишек и делать из них чемпионов, как никто другой. Он заражал своим оптимизмом, за ним тянулись ребята. Якуб Камболетович часто повторял: «Овладеть подножками, подсечками и бросками - дело нехитрое. А вот стать настоящими людьми - эта задача посложнее». Таких людей, как Коблев, настоящих, самоотверженных тренеров немного - можно по пальцам пересчитать. Ему сейчас немало лет, но он и теперь не устает учиться у своих учеников, своих детей, которых очень любит. Коблев - великий трудоголик, энтузиаст. Я тренировался вместе с Гумером Кастоковым, Арамбием Хапаем, Аристотелем Спировым, Бесланом Меретуковым - мы пришли в разное время, но все мечтали походить на своего тренера. Его рабочий день начинался с рассветом, а заканчивался глубокой ночью. Он иногда даже ночевал в спортзале. Был и остается другом, учителем, старшим товарищем. Якуб Камболетович научил распределять свои силы, иногда отступить, чтобы подготовиться к решительному «штурму».

- Не унижало, что занимались в маленьком зале, где даже татами еле умещался?

 - Тренировались не для того, чтобы стать «звездами» - работали ради спортивной славы страны, ради развития спорта, чтобы стать настоящими людьми.

 - Но ведь об олимпиаде мечтали?

 - Конечно! В сборную входит всего 48 человек, а дзюдо занимаются тысячи. Не всем удается стать представителями страны на международной арене, а тем более на олимпиаде. Для спортсмена это великое счастье! Я считаю, мне очень повезло. Мне, Валере Двойникову, Сергею Новикову хотелось быть сильными и крепкими защитниками родины. У меня пример для подражания был перед глазами - мой тренер Якуб Коблев. Потому что я уверен: из всего, что ценится в мире, остаются верность и честь. Верность тренеру, любимому делу, друзьям, любви. Для каждого из нас было честью надеть форму, где на спине красовались три буквы «С» и одна «Р». Я всегда рвался к победе - участия было мало. Не умею мириться с поражением!

 - Вас называли импровизатором на татами. Непредсказуемость и молниеносность ваших приемов сокрушала более сильных и маститых противников.

 - Это просто везение! Я одинаково хорошо боролся в левой и в правой стойке, в партере. В партере я мог обыграть самых опытных бойцов. Как-то чемпион континента Геннадий Ившин, парень из Челябинска, сказал мне: «Ты даже не представляешь, Володя, как с тобой тяжело бороться. То вправо становишься, то влево, то в партер, то в стойку, то задняя подножка, то передняя, то болевые приемы. Удержаться на ногах трудно». Я удивился: «Но ведь это ты меня научил броску через спину!». Он в ответ: «Так я его только вправо делаю, а ты и вправо, и влево крутишь!».

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах