История государственности Адыгеи - это ещё и её спортивная слава, это те люди, достижения которых признаны во всём мире. Многие известные спортсмены республики не раз становились гостями редакции «АиФ-Адыгея», где делились своими мыслями о жизни и спорте.
Легенды не умирают
Мурат Хасанов, 19-кратный чемпион России, 6-кратный чемпион Европы, 11-кратный чемпион мира по самбо, 8-кратный обладатель Кубка мира:
«Я не считаю, что легендарная Майкопская школа борьбы, созданная Якубом Коблевым, ушла в прошлое. Она и сейчас сильна. Наши единоборцы выигрывают чемпионаты Европы и мира, представляют Национальную сборную России на Олимпийских играх. На мой взгляд, школа борьбы, как и физическая форма атлета, не может быть всегда на одном уровне, бывают и спады, и подъёмы.
Летопись Майкопской школы борьбы навсегда останется в истории мирового спорта: и когда на чемпионате СССР в девяти весовых категориях Адыгея завоевала по 5-7 золотых медалей, и когда воспитанник Майкопской школы борьбы, олимпийский чемпион Владимир Невзоров принёс отечественному спорту первое золото чемпионата мира по дзюдо и два года подряд был удостоен звания «Лучший дзюдоист планеты». Примеров того, что Майкопская школа борьбы - это высший класс, множество».
Владимир Невзоров, чемпион Олимпийских игр в Монреале 1976 г., воспитанник Якуба Коблева, обладатель титула «Лучший дзюдоист планеты»:
«Мой девиз: «Будь всегда честен перед собой и жизнью». Таким был и мой тренер Якуб Камболетович. О таких, как он, говорят: тренер от Бога. Он умел находить по всей Адыгее талантливых мальчишек и делать из них чемпионов. Он заражал своим оптимизмом, за ним тянулись ребята.
Якуб Камболетович часто повторял: «Овладеть подножками, подсечками и бросками - дело нехитрое. А вот стать настоящими людьми - эта задача посложнее». Таких людей, как Коблев, настоящих, самоотверженных тренеров можно по пальцам пересчитать. Его рабочий день начинался с рассветом, а заканчивался глубокой ночью. Я тренировался вместе с Гумером Кастоковым, Арамбием Хапаем, Аристотелем Спировым, Бесланом Меретуковым. Мы пришли в разное время, но все мечтали походить на своего тренера. Тренировались не для того, чтобы стать звёздами, - работали ради спортивной славы страны, ради развития спорта, чтобы стать настоящими людьми».
Праздник или стресс?
Мухарбий Киржинов, олимпийский чемпион 1972 г. по тяжёлой атлетике:
«Спорт до того политизирован, что сейчас идёт не подготовка к олимпийским выступлениям, а борьба за право унизить российскую сборную. Я вообще не понимаю, как можно лишать людей уже вручённых наград, поставленных мировых рекордов? Олимпийский чемпион - титул пожизненный. Почему вместо усиленной подготовки российские спортсмены должны биться за право идти на Олимпиаде под флагом родной страны, выступить на Играх не отдельно, а в составе сборной России? В истории Олимпиады не раз и не два были скандалы, связанные с применением допинга. Но как можно из-за нескольких нерадивых спортсменов перекрывать кислород всей сборной, огульно обвинять всех российских легкоатлетов в применении запрещённых препаратов? Большинство из них честно, на протяжении долгих лет готовятся к Олимпиаде.
Олимпиада задумывалась как праздник спорта, прославление гармонии в человеке. А в итоге превратилась в антидопинговую, политизированую чехарду и сильнейший стресс для спортсменов».
Сергей Алифиренко, олимпийский чемпион 2000г. и бронзовый призёр Олимпиады-2004 в стрельбе из скорострельного пистолета:
«У меня советское воспитание. Я всегда стремился завоевать высшую ступень пьедестала. Во-первых, из-за своих личных амбиций, а во-вторых, ради своей страны. Это очень почётно, когда для победителей звучит гимн их родины. Когда я поднялся на пьедестал почёта на Олимпиаде в Сиднее и заиграл гимн России (тогда это была музыка Михаила Глинки), это было так трогательно, что я боялся разрыдаться - слёзы подкатывали к горлу. Чтобы не заплакать, искусал себе губы в кровь.
Сегодняшние допинг-скандалы вокруг России - это политические шаги, это конкретный заказ. Одна из причин - наших спортсменов боятся. Но если на международных соревнованиях не будет России, они потеряют зрелищность. Ну не поедет на турниры наша сборная по хоккею - одна из самых сильных в мире, какая без них игра? Ну не выступят на соревнованиях наши шорт-трекисты, не увидят болельщики наших прославленных биатлонистов, лыжников и фигуристов, кто от этого пострадает? Ведь не только спортсмены, но в первую очередь - зрители».
На первом месте - Адыгея
Заур Беданоков, 8-кратный чемпион России по дзюдо, чемпион Сурдлимпиады-2013, серебряный призёр Сурдлимпиады-2017:
«Я без спорта не могу, это моя жизнь. Мне нравится в дзюдо действие. Этот вид спорта требует быстрой реакции, точного, почти математического расчёта в данную долю секунды для наиболее эффективного приёма.
На всех российских и международных соревнованиях я всегда выступаю за два региона - за Адыгею и Башкирию. Это подтверждено официальными документами. Адыгея - моя родина, здесь я родился, здесь мой дом, здесь я делал первые шаги в спорте, и всегда, пока я занимаюсь спортом профессионально, на первом месте для меня будет стоять Адыгея. Для меня это вопрос принципиальный.
А чтобы отдохнуть от тренировок, я уезжаю в горы - побыть наедине с природой, успокоиться, погулять в тишине и покататься на лошадях».
Валерий Пономаренко, чемпион и бронзовый призёр летних Паралимпийских игр-2008 в пулевой стрельбе из пистолета, чемпион мира и Европы:
«Я считаю, что ехать на соревнования за победой - это заранее обрекать себя на проигрыш. Да, взошёл на верхнюю ступень пьедестала на Паралимпийских играх в Пекине, вручили мне золотую медаль, с гордостью услышал гимн родины. Но это длилось несколько мгновений. Потом ночь не спал - всё привыкал к мысли о победе. А вернулся домой, и началась будничная жизнь - постоянные тренировки, разбор полётов. Некогда нимб протирать.
Вообще, после Паралимпиады в Пекине почти год было состояние тихой депрессии - ощущение, что вообще перестал понимать, как стоять, стрелять. Победа выбила меня из колеи, я забыл главную истину: спустившись с пьедестала, ты опять обыкновенный мастер спорта. И опять всё сначала. Чуть нарушил правила игры - попал в «семерку», ещё нарушил - «шестёрка». И где твои титулы?».
Когда за спиной родина
Арамбий Емиж, бронзовый призёр Олимпийских игр 1980 г., заслуженный тренер России:
«На Олимпиаде у меня была неудачная жеребьёвка, и каждый бой - как последний. Я не выходил, а шёл на татами, спотыкаясь от усталости. После второй схватки, вымученный, еле двигался. Какое там табло? Я вообще не смотрел по сторонам.
Но на тот момент я считался фаворитом Олимпиады. И мой проигрыш в полуфинале действующему чемпиону мира французу Рэю был обидным. Тем более что до Олимпиады я выигрывал у него во всех схватках. А вот одержать победу над Павлом Петриковым за бронзу в финале мне было легко.
Перед каждым соревнованием ко мне подходил Якуб Коблев и спрашивал: «Какую тактику применишь?». Я рассказывал, он давал добро. Тут, кто окажется хитрей на татами, использует больше приёмов, тот и победит.
Если говорить о работе тренеров, им за самоотверженность надо ставить памятник при жизни! Сегодня российским тренерам надо в ноги поклониться - это подвижники. Они не только практически безвозмездно воспитывают будущих и настоящих спортивных звёзд, но и выбивают деньги на поездки и соревнования, на одежду, спортивный инвентарь, техническую базу, на содержание школ олимпийского резерва».
Виктория Калинина, вратарь сборной России по гандболу, олимпийская чемпионка Игр 2016 г. в Рио-де-Жанейро:
«Когда я вспоминаю наших болельщиков на Олимпийских играх в Бразилии, у меня мурашки по коже. Мы сдавали пробы на допинг перед Олимпиадой, потом в течение Игр нас по двое-трое опять выдёргивали на пробы. А что проверять? Мы чистые! Обстановка была нервная - не из-за допинга, а потому что все волновались, что нас, как наших легкоатлетов, могут к Играм не допустить. Переживали не только за себя - за всех. Но трудности рождали здоровую злость и желание победы любой ценой.
За нас болела вся Россия. Наши болельщики вообще лучшие в мире! Вы представляете, что значит перекричать огромный спортивный зал, заполненный норвежцами, которые болели за наших соперниц? Но мы в течение всей игры слышали родное: «Россия, вперёд! Давай!». После этих слов нельзя сдаваться. А когда мы победили, число звонков на мобильный у меня просто зашкаливало: из Адыгеи, Астрахани, Москвы, Питера, Кубани, Ставрополья».