Презентация собственного фильма «Право на любовь», мастер-класс для студентов театрального отделения колледжа искусств им. У. Тхабисимова, встреча с актёрами Национального театра - таков плотный график черкешенки из Америки.
- Я благодарна, что меня пригласили в Адыгею на международный фестиваль черкесской культуры. Мечтаю посетить как можно больше выставок, дизайнерских показов, увидеть работы коллег, - считает актриса, сценарист, режиссёр Амина ЖАМАН.
Любовь в дефиците
Карина Кадиева, АиФ-Адыгея: - Сегодня всё чаще российские праздники обращаются к национальным традициям. Это противопоставление Западу или стремление не потерять себя?
Амина Жаман: - В этом нет противостояния. Сила нашей страны в многообразии. Наконец-то вспомнили, что мы - уникальное государство, в котором живут, сохраняя свой менталитет и культуру, многие народы. Люди всех конфессий, всех рас - это территория России. Мне нравится возрождённая традиция проводить в разных регионах Дни культуры. Чествуя то одну, то другую нацию, мы сами растём духовно. Оказывается, можно жить в мире с соседями, не убивая друг друга. К тому же, мы практически не знаем о культуре друг друга. Фестивали и дни культуры помогают расширить наш кругозор.
- В фестивальном показе участвует фильм «Право на любовь», где вы выступили как сценарист и исполнительница главной роли. Насколько тема любви актуальна?
- Любовь движет миром. Войны возникают, когда людям этой любви не хватает. А вообще, в нашем фильме поднимается несколько социальных тем. Любовь между мусульманкой и католиком, тема межнациональной розни - она черкешенка, он - албанец. Мне предлагали сделать обоих американцами.
Отказалась, потому что в фильме пропал бы сильный социальный подтекст. Мы попытались изнутри взглянуть на эти вечные мировые проблемы. Они не политические.
Наш фильм не просто о любви между людьми разных рас. В наше время главная проблема человечества - не расовые различия, не алчность, нас разделяют религиозные противоречия и общественные стереотипы. Неслучайно мы собрали в фильме интернациональный состав: это канадский режиссёр Том Курти, мексиканская звезда Омар Чапарро, легенда албанского кино Павлина Мани, не снимавшаяся долгие годы, но сделавшая для нас исключение. Американцы открыли для себя родоначальника российского хип-хопа Кирилла Толмацкого (певец Децл - прим. ред.), который в фильме сыграл самого себя. «Право на любовь» - это ещё и россияне, и американцы на одной съёмочной площадке. Мировая премьера фильма состоялась в Нью-Йорке, получила награду в номинации «За лучший дебют» на международном кинофестивале в Армении, в прошлом году победила на кинофестивале «Ступени» в Харькове, взяла приз за лучший фильм на Неделе албанского кино в Нью-Йорке и участвовала в мусульманском фестивале в Казани.
Без позитива
- Считается, что художнику награды не нужны.
- Они доказательство того, что не так много людей интересуются политикой - мир от этих игр устал. К примеру, я лет десять не смотрю телевизор. «Новости» - название нечестное. Гораздо точней - «Плохие новости». Это не потому, что я пытаюсь закрыться от негатива. Просто я заранее знаю, что мне скажут. Аномалия в СМИ становится нормой, у людей притупляется сострадание. Поверхностно проскакиваем новостную ленту, где счёт жертвам идёт на тысячи, где гибель одного человека вообще не считается трагедией.
Или постоянные попытки искать конфликт. Не анализировать и объяснять, а просто вытащить его наружу. Я горжусь тем, что моя родина - Россия - достойно провела свою «золотую» Олимпиаду. Для всех россиян, которые живут за рубежом, это был гимн спорту и миру. Оказывается, умеем завоёвывать медали и строить красивые здания (олимпийские объекты в Сочи). Между прочим, для наших детей и внуков. У нас страна великая. Почему же радоваться за неё мы разучились?
С капитолийского холма
- Многие актёры и режиссёры мечтают работать в Голливуде. А вы?
- Мой фильм сделан по голливудским стандартам, хотя снят в Нью-Йорке. Главное, чтобы была команда, техника и финансы. Впрочем, в каждой стране есть люди с блестящими идеям. Но реализовать их на высоком уровне удаётся только Голливуду. Для Америки кино - не просто искусство, но и серьёзный бизнес. Там не ждут, пока автор умрёт, чтобы признать его великим и экранизировать произведения. Они опережают время и диктуют тенденции. Хотелось бы, чтобы так же было и в моей стране. Так стоит ли за это обижаться на Голливуд?
- Как простые американцы относятся к вам, черкешенке, россиянке, в свете последних событий?
- По-доброму, открыто. Мне нравится американская улыбка и искренность. Но дело в том, что простые американцы редко интересуются мировой политикой, им интересен просто человек. Хотя многие стереотипы о России разрушены: в Америке уже все знают, что не ходят по Красной площади пьяные мужики с медведями и балалайкой. Они интересуются нашей культурой и, как все нормальные люди, не хотят холодной войны. Думаю, наше главное отличие в том, что американцев больше заботит собственное человеческое счастье. Нас - глобальные проблемы человечества. Но выбор остаётся за человеком.
Смотрите также:
- Путь романтика. Художник из Турции о том, как приехал в Адыгею за мечтой →
- Любовь Мокрова: «Век компьютерных технологий сделал человека одиноким» →
- Интервью с Николаем Носковым →