Даже в изменчивой творческой среде этого бунтаря считают самородком. Не имея профессионального музыкального образования, он «сделал себя сам». Уже в 14 лет получил первую премию как лучший певец на конкурсе самодеятельности Северо-западного региона.
Самостоятельно обучился игре на фортепиано, гитаре и барабанах. В армии освоил трубу. Много лет спустя с Николаем Носковым работали мэтры советской и российской эстрады - Александр Зацепин, Эдуард Артемьев, Александр Басилая и Давид Тухманов. Альбом группы «Парк Горького», где Носков был солистом, занял 81-е место в списке 200 лучших альбомов журнала «Bilbord», а в Дании по продажам был признан «Золотым».
- Эти регалии - в прошлом! В творчестве и на сцене я остаюсь экспериментатором! В приметы не верю, но планов строить не люблю. Просто честно делаю свою работу. Стараюсь не идти на поводу у публики и моды. Я не ощущаю себя «звездой» и не занимаюсь их раскруткой. Звезды бывают только на небе! - рассказал в интервью «АиФ-Адыгея» известный рок-исполнитель Николай Носков.
О свободе
- Николай Иванович, Вы всю жизнь пели о свободе. Сегодня мы ее получили. Вы довольны?
- Нет! Знаете, в английском языке есть два определения свободы: «freedom» и «liberty». Последнее я и называю свободой. Что такое свобода? Это, в первую очередь, ответственность. А у нас перемешались понятия: мы свободу путаем с беспределом и вседозволенностью. Свободный человек, на самом деле, - человек зависимый. Зависимый от того, чего не может себе позволить. В России произошла, на мой взгляд, жуткая вещь: когда люди занимаются делом не по призванию, а по желанию. Не тем, к чему призваны. Родившийся в крестьянской семье должен стать хорошим землепашцем. И так далее. Вся маета - от этого. Не своим делом занимаемся!
- Но и вы родились в рабочей семье...
- Время показало, что я занимаюсь тем, к чему призван. В 9 лет я понял, что буду музыкантом. Поработал на заводе, очень уважаю рабочую профессию, но сразу скажу - не мое. Просто судьба так повела, что выбора не было: я должен был стать музыкантом. И стал им! Занчит, это в крови. Но, наверное, я некое исключение из рабочей семьи.
О полутонах
- Михаил Жванецкий сказал, что беда современного зрителя в том, что мы разучились «читать» между строк. Ваше мнение?
- Этому люди учились всю жизнь. Тут проблема не с «учениками», не с публикой, а с «учителями». Учителей не стало! Разучились понимать - значит, разучились аплодировать? Бред! Мне не нравится такая точка зрения! Можно не уметь читать, не знать нот. Искусство - это чувственное восприятие и песни, и монолога. Но если я спел и нет аплодисментов, значит, не пронял, не затронул душу. Моя проблема - не зрителя. Лично я ничего не понимаю в живописи. Но у одной картины я простою час, а по другой скользну взглядом. Мне ближе позиция Майи Плесецкой, которая сказала: «Надо больше доверять своему зрителю. Ведь в итоге мы работаем для него».
- Вы много раз начинали жизнь с нуля. Не жаль былой славы?
- Оно того стоит! Даже неудачи, какие-то жизненные перипетии - все в одной «копилке». И потом это прошлое. К нему стоит присмотреться, стоит у него поучиться. Но сожалеть - никогда!
О современности
- Что в Вашем понятии современный человек? Считаете ли вы себя современным?
- Кто бы мне, наконец, рассказал, в чем суть современности! Я не могу ответить на этот вопрос. И потому считаю себя скорее человеком с патриархальными ценностями. Наверное, уже и в силу возраста тоже - человек я немолодой. Много путешествуя по миру - Тибет, Индия, Россия, прихожу к выводу: современный человек никуда не продвинулся, а наоборот, сделал огромный шаг назад. Мы стали жить дольше, но жизнь наша не стала лучше, спокойнее. Мы стали жить богаче, но при этом так духовно обнищали! Тогда кто он, современный человек? Тот, кто носит ipad в кармане? Но это технологии. А для самого человека, его духовной составляющей этого мало. С годами мы больше потеряли, чем приобрели.
- Вы считаете, современному человеку будет близка поэзия Гумилева, Ахматовой, Пастернака? Почему вы обратились к их творчеству?
- Очень надеюсь, что хорошая поэзия будет близка россиянам! На концертах я исполнияю две любимые мною баллады: «Однообразные мелькают все с той же болью дни мои» на стихи Гумилева и «Свеча горела» на стихи Пастернака. Всегда приятно слышать, когда подходят люди и говорят: «Вы словно о себе поете!». Так и должно быть: словно эти строчки вынуты прямо из души того, кто стоит на сцене. Я часто думаю о Владимире Высоцком. Человек послевоенного поколения, он не знал войны. Но писал о ней так, что несведущий зритель не сомневался: это строки, написанные фронтовиком. Если человек талантлив, он споет так, что всем будет казаться - он это сам пережил. Такое искусство - высший пилотаж! А поэзию Серебряного века я никогда не оставлял. Вообще, Лев Толстой и Николай Гумилев - два человека, которые мне близки по духу. У нас одинаковые принципы подхода к жизни, ценности. Это офицерская интеллигенция, которой сейчас уже просто нет. С понятием чести, верности и долга. Понятия беспрецедентно высокие. И ничего нового придумать нельзя. Именно этим вещам Гумилев и Толстой дали присягу раз и на всю жизнь. Ни новый строй, ни давление властьимущих сломить этих людей не могли.
- А чему присягнули в жизни Вы?
- Я только в армии давал присягу. На верность родине. А родина - это мои мать и отец, жена и дети. Родина - это моя семья.
О музыке
- В 80-е годы рок-музыканты в России были рупором эпохи. Сегодня - нет. Почему?
- Я уверен, если бы кто-нибудь из группы «Beatles» пожелал совершить мировую революцию, за ними бы пошло большинство. Сегодня все погрязли в материализме. Он победил даже в такой духовно развитой стране, как Россия. Очень странные мы люди! Начали стесняться своей богатой культуры, сторониться ее. Материальная составляющая стала главной и в политике, и в жизни человека. Страна наполнилась топ-менеджерами. И одной идеей на всех - как бы наесться! Я имею в виду не только пищу. Но и всевозможные потребительские блага. А душа - на задворках... Поэтому рок-музыкант сегодня не может стать рупором эпохи. К чему и куда призывать жующих?
- Вы родом из города Гжатска, земляк Юрия Гагарина. Где он, ваш космос?
- Мой космос - семья и сцена. Не о материальном должен мечтать человек. Знаете, что страшно? Говорим не о культуре, а о том, чтобы повысили пенсию ветеранам, стипендию студентам. Вся жизнь, все счастье человека измеряются в денежном эквиваленте. Нет настоящей идеологической составляющей. Даже в Америке люди молятся на Конституцию своей страны. У нас же, дай Бог, если каждый сотый ознакомился с ее содержимым.
- И вы считаете, что наши люди будут слушать Гумилева?
- Думаю! В тяжелые времена истина в последней инстанции - поэты.