Интервью с единственным настройщиком фортепьяно в Адыгее

Фото: АИФ

   
   

Этому седому человеку с печальным взглядом и чёрным чемоданчиком в руках профессора и заслуженные артисты России считают за честь пожать руку. На протяжении более четверти века он дарит голос всем инструментам республиканской столицы.

Хор из трёх струн для него уже звучит как музыка. Арсен Паладов - не просто первоклассный мастер по настройке пианино и концертных роялей. Он - человек увлечённый. Или просто волшебник, колдующий над инструментом.

Формула идеального звука

Что делать, если «тон не дышит»? Музыканты госфилармонии Адыгеи, двух школ искусств, и республиканского колледжа искусств им. У.Тхабисимова в таких случаях обращаются за помощью к мастеру-настройщику Арсену Паладову.

Поговаривают, что для Арсена Арминаковича нет ничего невозможного. Суеверные музыканты уверены: он тот, кто нашёл формулу идеального звука. Хотя и говорит об этом обыденно, без пафоса.

- На звук инструмента влияет всё: близость солнечного света, влажность воздуха, температура. Надо изловчиться, чтобы рояль звучал так, как его слышит музыкант. Это самая большая сложность в моей работе, - рассказывает Арсен Паладов, не прерывая работу и только меняя заветные ключи и молоточки, которые хранятся в чёрном чемодане. Свой чемодан весом 7,5 кг Арсен Паладов считает главным сокровищем.

Он родился в г. Гурьеве, что в далёком Казахстане. Но помнит, как 10-летним мальчиком завороженно слушал деда, который брал в руки скрипку и выводил на ней удивительные по красоте народные мелодии. Те мелодии, которые привёз из Турции.

   
   

В восьмом классе Арсен за два месяца обучился игре на гармошке. А потом способного сына родители отдали в школу по классу баяна. Но Арсену за партой было скучно. Он выучился игре сам, без посторонней помощи. Уже в 18 лет его приглашали музыкантом на свадьбы, потому что любую мелодию подбирал «на лету».

- У меня нет абсолютного слуха! Но и сейчас могу с закрытыми глазами определить порядка двух октав на баяне, - вспоминает Арсен Паладов.

«Любовь с названием работа»

Профессий у будущего настройщика было много: ветеринар, шофёр, механик, учитель физкультуры и рисования. Но тянуло его к музыке.

- Настоящая профессия началась с настройки своего старенького баяна, который я настроить не мог. Тут мне и повстречался профессиональный настройщик, их в Казахстане тогда днём с огнём не сыщешь. Как он сказал, так я и сделал. Получилось и понравилось! - говорит Паладов. Уже в Майкопе, много лет спустя, Арсен настроил итальянский баян, и его стали приглашать настройщиком. Счастливый случай привел Арсена Паладова в музыкальное училище. Правда, электриком.

- А тут настройщик училища Идрис Дербе собирался уезжать. И директор Адам Ханаху ему предложил: «Сначала научи парня настраивать рояли!».

Это сейчас любой рояль Паладов настраивает за час. А тогда...

Хотя был случай, когда он отказал в настройке инструмента. Друзья купили старенькое немецкое пианино. А кого позвать для настройки? Друга Арсена. Тот послушал, выбил «дробь» на инструменте и предложил более опытного мастера.

- Потом спускаюсь по ступенькам и думаю: а самому - слабо? Вернулся, забрал всю «механику» домой и сделал. Инструмент зазвучал как новенький. До сих пор играет! Арсен Паладов ещё и помогает выбрать инструмент. Советует старинные немецкие пианино и рояли - долгоиграющие. Тут важна деталь. Порой и моль полезна - она любит качественную шерсть. Так что не стоит пренебрегать инструментом: его объеденные молью молоточки - признак качества. Арсен Паладов не жалеет, что стал настройщиком.

За 29 лет работы он настроил более 10 тысяч инструментов. У каждого из них - искренний и чистый паладовский «голос».

Смотрите также: