Андзор Емкуж: «Театр должен раскрывать актуальные темы»

Фото Надежды Гусевой / АиФ

«Мы стали скупы на эмоцию, потому что живём в эпоху глобальных перемен. Их надо пережить, пропустить через себя. Думаю, если бы люди, уважая традиции и культуру народов, не делили друг друга по национальному признаку, то Россию ожидало бы  великое будущее», - рассказал режиссёр Кабардинского драматического театра им. Али Шогенцукова Андзор ЕМКУЖ.

   
   

Пустяк убивает театр

Карина Кадиева, АиФ-Адыгея: - Героями Великой Отечественной мы привыкли гордиться. Кто сегодняшние герои?

Андзор Емкуж: - Национального героя описать не могу. Может, потому что его ещё нет, как нет в стране чёткой национальной идеи. Я рад, что мы начинаем любить свою родину, гордиться ею. Но очень бы не хотелось, чтобы патриотизм превратился просто в модное течение. Любовь к родине - это как дышать, само собой разумеется. 

Уходят ветераны, настоящие герои, защитники. На кого равняться молодому человеку? По большому счёту, не на кого. Вот о чём сегодня надо думать обществу. 

- Не секрет, что в театр ходят немногие. Чем завлекать: голыми телами или скандальными спектаклями?

- Лично я - ничем из вышеперечисленного. Почему не попробовать обратиться к мысли зрителя? Не стоит принижать его мыслительные способности. Задача театра - эти актуальные темы раскрыть, чтобы зритель не просто похохотал и ушёл, а чтобы увидел себя на сцене и задумался.

Я поставил на сцене Кабардинского театра спектакль «Ретро», написанный в 70-е годы Александром Галиным. Сюжет простой: дочь забирает к себе в город из села одинокого старика-отца, недавно похоронившего жену. Вроде, дом у дочери - полная чаша, а старику тесно, он мечтает уехать обратно, в село. На премьеру этого спектакля я пригласил человека, далёкого от театра. Он позвонил мне через три часа после окончания и, рыдая, рассказал, что перевёз в город отца и мать. Они молчат, делят с ним двушку, но мечтают вернуться домой. После спектакля он встал перед дверью и не мог зайти - не знал, как в глаза своим старикам смотреть.    

   
   

- Вы хотите поставить на сцене Национального театра Адыгеи «Кровавую свадьбу» Федерико Гарсия Лорки. Не останавливает то, что пьеса  - это, в общем-то, история убийства?   

- Я ставлю пьесу о любви и страдании. Чувствуете разницу? Я хочу со зрителем поговорить о чувствах, которые не стоит запирать на сто замков, о которых стоит говорить. Люди и так живут, как в ракушке, сами того не желая. Не скажу, что раньше было лучше. Но не бывает ничего случайного. То, как мы живём сейчас, во многом от нас зависит.

- Почему выбрали для постановки сцену театр Адыгеи?

- Хочу провести некоторые параллели между испанским и кавказским восприятием мира. Испанцы, как и жители юга России, сдержаны в своих эмоциях, о своих чувствах открыто говорить не любят. В этом смысле глубокая «Кровавая свадьба» как нельзя лучше подходит Кавказу. 

Я считаю, театр должен приглашать зрителя к диалогу. Если постановка не несёт мысли, если в театре способны только веселить зрительный зал пошлыми пьесами-одно-дневками, то такой театр надо срочно закрывать. 

- Вы говорите о воспитании. Может, именно традиции народов станут его фундаментом?

- Традиции играют немаловажную роль в воспитании человека. Я обожаю свои традиции - кабардинцы умеют их хранить и соблюдать. Но есть некоторые вещи, через которые надо перешагнуть и идти дальше.
Кабардинский философ Жабаги Казаноко сказал: «Кто шагает в ногу со временем, тот мужчина». В ногу со временем шагать трудно, но необходимо. Мне близка эта мудрая мысль. 

О кумирах

- Вы автор сценария клипа-хита «Еду в соседнее село». Зачем талантливый театральный режиссёр берётся за работу клипмейкера?

- Почему нет? Мой театральный опыт мне в этом только помогает. «Еду в соседнее село» - не первый мой клип. Я плотно работаю со звёздами кавказской эстрады. Но когда Султан Хажироко показал мне текст песни, я сразу вспомнил своё детство и юность в ауле: так же брал у отца старый «Москвич», мы так же воровали  колхозную кукурузу, так же ездили в соседний хутор на дискотеку. Сценарий был готов за семь минут. Хит получился потому, что всё это правдоподобно. Потом мне приходили письма из далёкой Сибири с благодарностью за возвращение в юность. Люди соскучились по хорошему, доброму и родному. 

- Вы жёсткий режиссёр? Кричите на репетициях?  

- Бывает. Но великого Гончарова мне перекрикивать не хочется. У меня другой кумир. После института искусств я поехал на высшие режиссёрские курсы к Марку Захарову. Видел в работе режиссёра-легенду. Когда он полушёпотом обращается к 40 актёрам, а те, затаив дыхание, ловят каждое его слово.

Слово режиссёра должно быть значимым. Актёру надо знать, чего от него хотят. Если я читаю материал, а у меня в голове не складывается картинка, лучше откажусь от постановки. Пустяк или работа на авось убивает театр.

Смотрите также: