Гиперактивных детей 5–6 лет невозможно усадить за чтение книги или рисование. Родители жалуются: ребёнок как на шарнирах – не сидит на одном месте, непослушен, любознательность ему не свойственна, вечно куда–то бежит. Является ли такое поведение нормой для малыша, решил выяснить «АиФ–Адыгея».
Миф №1. Гиперактивные дети нуждаются в таком же активном досуге.
Гиперктивность – одно из распространённых психологических нарушений у детей. Проблема, впервые описанная в английском медицинском журнале 100 лет назад, и сейчас актуальна и комплексна: медицинская, психологическая и педагогическая. В Адыгее в год только в один из медицинских центров за консультацию к психологу обращаются родители 50 гиперактивных детей. А из десяти первоклассников, поступивших в школы Майкопа, только одного можно считать здоров.
Как оказалось, причиной гиперактивности детей становятся патологии беременности и родовые травмы. Чем раньше родители обратятся к врачу психологу, тем лучше.
– В первую очередь, гиперактивность ребёнка идёт из семьи. А значит, должна проводиться семейная комплексная психотерапия. Гиперактивность – это реакция на определённые события. Если диагноз «гиперактивность» поставлен достаточно рано и родители выполняют рекомендации специалистов, к школе симптомы сходят на «нет». Но многие родители обращаются за помощью, когда ребёнок идёт в школу и начинаются проблемы с учёбой, – считает консультант по детско–родительским отношениям лицея №8 г. Майкопа Лариса Страшко.
Многие родители отдают своих непоседливых детей в спортивные секции, чтобы там они «выпускали пар», успокаивались. Для гиперактивных детей такая тактика ошибочна. Из всех спортивных секций им полезно только плавание, из способов досуга – танцы. Только на любительском уровне, для здоровья.
Медики считают, что гиперактивность ребёнка проистекает не из–за избытка энергии, а потому что нервная система быстро истощается. А двигательная активность – способ организма продержаться до конца дня. И отдавать ребёнка на единоборства, бокс, гимнастику, гандбол – значит, провоцировать его нервную систему. От таких детей надо держать подальше острые и бьющиеся предметы, лекарства, бытовую химию.
Миф №2. Только резкое слово или наказание может угомонить ребёнка.
Неумение сидеть на одном месте сам ребёнок контролировать не может. Эти дети мало спят, часто просыпаются, говорливы, часто теряют вещи, с энтузиазмом берутся за дело, но не заканчивают его. Они переключают внимание с предмета на предмет спонтанно. Фраза «Сиди спокойно» таких детей не угомонит. А из–за наказаний они становятся агрессивными, у них развивается инурез, психосоматика.
Поэтому, разговаривая, смотрите ребенку в глаза. А когда просите их о чём–то, старайтесь, чтобы речь не была длинной, не содержала сразу несколько указаний. «Пойди на кухню и принеси оттуда веник, потом подмети в коридоре» – говорить не стоит. Ребенок выполнит половину просьбы. Но стоит задавать вопросы: «Как опадают листья», сколько букв в названии.
Миф №3. У таких детей необходимо тренировать внимание.
Первое, что страдает при гиперактивности – внимание и память. Но не пытайтесь тренировать его внимание.
– Не заставляйте ребёнка долго сидеть без дела. Если читаете сказку, дайте ему в руки мягкую игрушку, малыш может встать, походить, задать вопрос. Следите за ним: если вопросов становится слишком много и не по теме или ребёнок ушёл в другой угол комнаты, он устал. Не превышайте нагрузки, не стоит усиленно заниматься с ребёнком, чтобы он был таким, как другие сверстники, – подчеркнула Лариса Страшко.
Гасите конфликты в начале ссоры, не дожидаясь бурной развязки. У многих детей к подростковому возрасту гиперактивность проходит. Если рядом мудрые родители.
Смотрите также:
- «Не отнимайте детство». Психолог о том, как помочь ребенку полюбить школу →
- Как сберечь физическое и эмоциональное здоровье школьника? →
- Конфета за любовь: как вести себя с ребенком-школьником →