С появлением в семье школьника, меняется весь её режим. И тут для здоровья собственных детей важно не перегнуть палку в общении.
Какую тактику отношений выбрать родителям в общении с ребёнком–школьником, решил выяснить «АиФ–Адыгея».
Общение – в «дефиците»
Да, поход в школу изменил жизнь ребёнка. Но физиологически его детство на этом не закончилось. Ведущей деятельностью продолжает оставаться игра.
– Перед началом учебного года я много работала с первоклассниками, которые поступают в наш лицей, и из родителями. Основная ошибка родителей – попытка внести в его детскую ответственность взрослого. До школы он был мал и всё ему разрешалось. А тут вдруг счастье закончилось. Неверно! Никакая школа не заменит вашему ребёнку семейные походы в парк, кино, на бассейн.
Не надо делать из ребёнка маленького старичка – игры должны продолжаться. Хорошо если ребёнок ходил в детсад или в семье есть братья–сёстры, адаптация к школе пройдёт легко. А вот когда он в семье единственный и вокруг него родители отплясывают «комаринского», ждите проблем. Из центра вселенной трудно превращаться в одного из многих, – считает психолог, консультант по детско–родительским отношениям лицея №8 г.Майкопа Лариса СТРАШКО.
Ещё одна ошибка, которую допускают родители: «дефицит» похвал. Не стоит ругать малыша за то, что он не сделал, надо похвалить хотя бы за старания: «Не получилось – не беда, ты же учишься». Ребёнку важна обратная связь, чтобы знать, что его замечают близкие люди, ему сопереживают, а не только тычут носом в неудачи. Иначе комплекс неполноценности – не за горами. Не стоит лезть в его дела, просто найдите время выслушать.
– Сегодня в семье складывается опасная тенденция – жизнь всех её членов протекает в параллельных мирах. 7–летняя Аня, которая поступила в лицей, показала мне на примере терапевтических кукол, как её семья проводит день. Пока папа на работе, девочка – у компьютера, мама с бабушкой – у телевизора. Вернулся папа – сел за компьютер, дочь играет в куклы, мама готовит ужин. Вечером та же картина, только за компьютером – мама, папа – у телевизора. Их «дороги» не пересекаются. У каждого своя жизнь. Родители вне доступа. И таких семей в Адыгее большинство, – подчеркнула Лариса Страшко.
Мама вне доступа
Не старайтесь в первые же дни школы записать ребёнка в секции и кружки, музыкальная школа тоже подождёт. Пусть привыкнет к общеобразовательной.
А подростки по новым стандартам вообще находятся в школе до 16.00. Жестоко заставлять их сразу после ужина садиться за уроки. Позвольте ребёнку погулять на улице или поспать 2–3 часа. В его меню должны входить белки, необходимые для формирования мозговой ткани (это рыба, молочные продукты, яйца, не лишним будет лицитин), и фрукты. А вот злоупотребление сладостями вызывает привыкание. Взамен любви и похвалы мы дарим конфету. И ребёнок привыкает: без ласки он ждёт сладости. Поэтому если ребёнок сладкоежка, родители должны задуматься, насколько они ласковы с ним.
Родителям школьника стоит забыть фразы: «Вот я в твоём возрасте» – конкуренция с собственным чадом или между детьми неуместна, «Как ты можешь слушать (смотреть) такую дрянь?» – обходитесь без оценочных суждений, попытайтесь понять, «Даже дурак решил бы эту задачу» – получается, ваш ребёнок ещё хуже. А это уже программа жизни, заданная вами. Не надо встречать его из школы словами: «Какие оценки получил?», лучше поинтересуйтесь, как дела.
– Психологически здоровый ребёнок не особо интересуется оценками, он идёт в школу для общения, а не учёбы. Это показал тест, который недавно провели психологи среди лицеистов. Оценка – только сигнал, как усвоены знания. Её можно обсудить. Но нельзя ею, как делают многие родители, подменять любовь. За «5» – любим, за «2» – не любим. Не торгуйтесь – просто любите! – уверена Лариса Страшко.
Школьник – не солдат. У него должно быть своё место, свои запертые ящики. Запретите себе врываться в его комнату без стука. Но и режим дня ему необходим. Сон подростка должен составлять 8–10 часов. Если не выполнено домашнее задание, не корите – пусть пораньше ляжет. Здоровье дороже.