Реформа МВД выдвинула особые требования к здоровью полицейских

Фото: АИФ

«Сегодня медицину можно свести к компьютерной программе. В ней совсем не видна роль врача», - считает врач-анастезиолог, реаниматолог, полковник внутренней службы Андрей ВАСИЛЬЕВ. Для выздоровления человека любые врачебные знания хороши.    
   

О стрессах

- Получить профзаболевание на работе сегодня не трудно даже на гражданке. Вы легко расстаётесь с больными «бойцами»?

- Один из бойцов СОБРа после командировки в зону конфликта заработал сбои сердечного ритма, врачебная комиссия рекомендовала его к увольнению в запас. Я тогда отменил это решение. Мы боремся за своих пациентов до конца. Вплоть до направления в главный госпиталь МВД России. Думаю, такое отношение к людям - главное отличие ведомственной медицины от гражданского здравоохранения.

- Говорят, вы используете даже нетрадиционную медицину?

- Один из полицейских, который служит и сейчас в отделе МВД РФ по Тахтамукайскому району Адыгеи получил проникающее ножевое ранение в область поясницы при задержании преступника. Больше трёх недель у парня не работали обе почки! Честно говоря, я как реаниматолог, был в ужасе. Главный хирург Главного клинического госпиталя МВД РФ его консультировал и сказал, что случай безнадёжный. Тем не менее парень выкарабкался.

Отчасти нам помог рецепт 500-летней давности, когда люди воевали ещё стрелами. Лечить мелкие треугольные дырочки от наконечников стрел научились тогда. Этот рецепт ему помог.

- Расскажете секрет?

   
   

- Это канифоль на растительном масле. Рецепт мне предложил профессор из Москвы Александр Родькин, известный в узких кругах. Он владеет академическим медобразованием, но занимается народной медициной.

- Почему же современная медицина не жалует такие методы?

- Потому что она очень зашорена рамками медицинских стандартов. Врач не может от себя ничего назначать, поскольку есть стандарт. Он ставит диагноз, скажем, холецистит - воспаление желчного пузыря, и должен назначить только препараты, предусмотренные стандартом. И страховая компания обязательно проверит его назначения. Если что-то было назначено «от себя», страховщики укажут в своём акте. В этом отношении современная медицина очень консервативна. В ней нет места для врачебного творчества.

- Но нам часто говорят, что именно «творчество» врача пациенту может навредить!

- Потому что очень большой упор в нашей современной медицине делают на применение медикаментов. Фактически мы лечим не больного, а его болезнь. Есть одна расхожая фраза - если после общения с врачом больному не стало легче, значит, это был не врач. Смысл здесь в том, что беседа с больным очень важна. Почему так помогало всем земство? Земский врач знал, в каких условиях живёт пациент, чем питается, какие у него проблемы. Болезнь - это выключение человека из привычных условий. Сегодня в здравоохранении слишком много чиновников, которые лоббируют интересы не врача и больного, а фармкомпаний.

О полицейских кадрах

- Андрей Григорьевич, в полицию приходят служить здоровые люди?

- Моя задача - проследить, чтобы кандидат на службу не болел по крайней мере в течение следующих 3 лет. Но приходят в полицию разные люди. Отклонения у кандидатов бывают, это стало очевидно, когда в медсанчасти МВД по Адыгее заработали два кабинета специальных психофизических исследований. Они оснащены суперсовременными полиграфами - последние версии такого оборудования. С 10 мая мы обследовали 31 кандидата на службу в МВД по РА. Результат даёт основание полагать, что в полиции люди с дивиантным поведением - наркоманы, алкоголики и дебоширы - больше служить не будут.

- По заключениям полиграфа кому-то отказали в работе? Без детектора лжи их не вычислить?

- Люди склонны себя идеализировать и вести себя как можно лучше в глазах тех, кто проводит собеседование при приёме на любую работу. Скрытые мотивы остаются глубоко в душе. Исследование на полиграфе для будущих сотрудников МВД обязательно. Из 31 кандидата - 8 человек не рекомендованы к службе в связи с употреблением наркотиков. Они могли эпизодически употреблять наркотики в прошлом, но полиграф даёт чёткую оценку - склонны. Сам факт употребления наркотика говорит о том, что человеку чего-то не хватает в жизни, и он может искать положительных эмоций не от своего труда, а за счёт наркотика. В полиции таким не место - это точно.

- Говорят, что в «горячих» точках боевые качества появлялись у людей благодаря спирту…

- Спирт с медицинской точки зрения - один из самых мощных адаптогенов, скажем так, если принят внутрь в умеренных количествах. Но тема «пьянства на войне» преувеличена. Спирт служит в таких условиях отчасти «валютой». Натуральный обмен присутствовал и сближал рода войск! Я скажу, что омоновцы из Кызыла привозили свой бальзам на женьшене и пантах марала, так он мёртвого поднимет лучше всякого лекарства! Ещё Парацельс говорил, что яд может быть лекарством, а лекарство - стать ядом, всё зависит от дозировки.

- Проявляя героизм там, «на гражданке» люди вдруг становятся конфликтными. Гражданская жизнь сложней?

- Чеченский или афганский - не важно, «синдром» любого военного конфликта - это привычка к другим отношениям между людьми. Я сам был в таких отношениях вместе с ребятами из ОМОНа. И честно скажу, мне нравилась такая жизнь. Там тебя уважают за силу мужского слова. Цена ему - надёжность. Если ты не знаешь, как один человек проявит себя, невозможно планировать действия всего отряда. Там все были искренними, цельными по-мужски. Мы были не просто бойцами, а представляли там Адыгею! Это - особенности нашего менталитета и воспитания. Оказались самыми дисциплинированными, единственным подразделением, в котором не было ни одного ЧП. Но бойцы возвращаются в бюрократическую систему гражданской жизни и сталкиваются с иными отношениями. И пытаются решать все проблемы силовыми методами. Во всяком случае, желание «начистить морду» кому-нибудь из бюрократов часто возникает.


ДОСЬЕ

Андрей Васильев родился в Майкопе. Окончил Кубанский государственный медицинский институт в 1993 г. Начинал службу врачом медчасти отряда милиции особого назначения, затем в медслужбе МВД по РА. С 2006 г. возглавляет федеральное казённое учреждение здравоохранения МВД РФ по Адыгее.

Смотрите также: