В Адыгее завершился первый процесс в отношении обвиняемого в попытке участия в запрещенной на территории России террористической организации «Исламское государство».
Прививка от терроризма
20 ноября Майкопским городским судом вынесен приговор 30-летнему жителю республики Мурату Шовгенову, которого задержали в Турции при попытке пересечения турецко-сирийской границы.
В ходе следствия молодой человек дал признательные показания, что решил жить в Сирии по законам шариата и участвовать в «ИГ» после просмотра видео в интернете.
Обвиняемый получил наказание в виде 1 года 10 месяцев лишения свободы с отбыванием наказания в колонии общего режима с полутора годами ограничения свободы. Подобный приговор на территории Адыгеи вынесен впервые.
Региональное Управление ФСБ ещё в августе возбудило уголовные дела в отношении двух жителей Адыгеи, которые подозреваются в связях с «Исламским государством».
В августе этого года сотрудниками УФСБ России по республике Адыгея была получена достоверная информация о совершении жителями Адыгеи Эльманом Исаевым и Муратом Шовгеновым действий по приготовлению к участию на территории Сирийской Арабской Республики в террористической организации «Исламское государство», деятельность которой запрещена на территории Российской Федерации.
«По данным фактам УФСБ России по РА возбудило уголовные дела. В ходе расследования получены доказательства, подтверждающие факт приготовления Исаева и Шовгенова к участию в деятельности террористической организации «Исламское государство». Указанные лица дали признательные показания об обстоятельствах их преступной деятельности и раскаялись в содеянном», - пояснили в УФСБ по Адыгее.
Но на сегодня в причастности к ИГИЛ обвиняются ещё четверо жителей Адыгеи, которые на данный момент находятся вне пределов России и объявлены в международный розыск.
В ведомстве также подчеркнули, что все они молодые люди, двое лишь три года назад перешли из христианства в ислам. Двое подозреваемых не только выехали сами с территории России, но и вывезли на Ближний Восток свои семьи.
Опасные связи
Впервые тревогу забили жители города Адыгейска, откуда выехали на постоянное жительство в Турцию четыре молодые семьи с десятью детьми. Но не все родители знают, где сейчас их дети. Юрий Нехай так не нашёл единственного сына, который без предупреждения уехал в Турцию с женой и маленькой дочерью. По слухам, сын Юрия Нехая ушёл к боевикам «ИГ».
По мнению отца, который собрал более 3,4 тыс. подписей под письмом в Общественную палату и ФСБ с просьбой помочь в поисках сына, виновником отъезда молодых семей за границу является бывший имам мечети Адыгейска Юсуф Шеуджен.
Так считает не только несчастный отец. Деятельность имама стала подозрительной для верующих Адыгейска, когда на проповедях, по словам некоторых прихожан, Юсуф Шеуджен начал призывать уезжать из России туда, где процветает настоящий исламский мир.
Как рассказали представители Адыгэ-Хасе республики, имам всегда отличался крайне радикальными взглядами, слыл грубым и резким человеком. При этом он открыто говорил о том, что истинной веры в России найти нельзя - истинная вера есть только на Востоке. Деятельность имама шла вразрез с позицией Духовного управления мусульман Адыгеи и Краснодарского края в отношении отправления религиозных обрядов, невнятной позиции о деструктивной деятельности ИГИЛ.
Но при этом Шеуджен, утверждавший, что проявление агрессии - это правоверный путь защитников истины, пробыл имамом Адыгейска целых три года. В апреле этого года по решению Духовного управления мусульман Адыгеи и Краснодарского края, Юсуф Шеуджен был лишён поста имама Адыгейска. Официально - из-за отсутствия духовного образования. Имам уехал из Адыгейска, но недалеко. В ауле Тлюстенхабль он открыл свой молельный дом, куда приезжали молодые ребята, которые потом тайком перебрались за границу в «поисках истинной веры».
На духовном фронте
Доказательств того, что все уехавшие из Адыгеи молодые люди примкнули к ИГИЛ, нет.
Но то, как уезжали, внушает тревогу. Почему, беря с собой малолетних детей, говорят родителям, что едут на отдых в Сочи или Туапсе, а сами скрытно делают загранпаспорта и отправляются в Турцию? Почему потом родители не могут найти уехавших детей и внуков?
Имам мечети аула Мафэхабль Мухамед Хасани считает, понять, что молодые люди завербованы, можно было сразу: сторонники ИГИЛ перестают посещать мечети, держатся агрессивно даже по отношению к соверующим, скрытны и неразговорчивы.
«Одна из проблем - то, что в Духовном управлении мусульман не хватает кадров, в Адыгее нет своего медресе, где люди получали бы духовное образование», - считает имам Хасани.
Однако, по мнению руководителя татарского культурно-просветительское общество «Дуслык» Аляма Ильясова, выход есть.
«В России есть медресе в Башкортостане, Казани, Нальчике, куда можно посылать для учёбы будущих служителей. Кроме того, для профилактики против ИГИЛ из Казани к крымским татарам приезжают имамы, которые объясняют спорные места Корана, рассказывают об опасности террористической организации. Почему нельзя пригласить имамов из Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии поделиться опытом?» - предложил А.Ильясов.
По словам имама Хасани, силами мусульманского управления от отъезда за рубеж остановлено ещё несколько человек в возрасте от 18 до 24 лет. По мнению председателя Комитета РА по делам национальностей, связям с соотечественниками и СМИ Аскера Шхалахова, необходимо подключать к антитеррористической работе общественность, спорт и культуру, СМИ. Именно СМИ могут развенчать ИГИЛ, показав и рассказав, что это организация убийц, которые не щадят ни женщин, ни стариков, ни детей. Это те, кто идёт вразрез в учениями ислама, христианства. В их рядах нет ни одного учёного или истинно верующего - значит, ни о какой истинной вере речь не идёт.
«ИГИЛ - политическая организация, действующая методами террора. А Духовному управлению мусульман Адыгеи и Краснодарского края надо обратить внимание на то, что имамами должны становиться наши соотечественники, россияне, патриоты, которые имеют духовное образование, знают историю своей страны, переживают за её будущее», - подчеркнул А. Шхалахов.
Управление мусульман должно работать над тем, чтобы вербовщики и лидеры исламистов не появлялись на духовной ниве Северного Кавказа, считает Шхалахов.
Смотрите также:
- В поисках «истины». Четыре семьи из Адыгейска уехали в Турцию →
- В паутине ИГИЛ. Экстремисты обращают взор на Северный Кавказ →
- Посадили за избиение 19 сослуживцев →