В научной библиотеке Адыгейского госуниверситета прошёл экспертный совет о деятельности международных террористических организаций.
«Истинный» лидер
Лидеры национальных диаспор региона и руководство Духовного управления мусульман Адыгеи и Краснодарского края осудили деструктивную деятельность бывшего имама мечети г. Адыгейска, являвшегося сторонником террористической организации ИГИЛ. Он агитировавшего своих прихожан присоединиться к боевикам.
Тема противодействия вербовщикам ИГИЛ оказалась для Адыгеи злободневной. Только по официальным данным, в республике зафиксировано семь случаев выезда в страны Ближнего Востока, в основном в Турцию.
Что явилось причиной исхода адыгов с родной земли и как его остановить, решали представители комитета РА по делам национальностей, связям с соотечественниками и СМИ, национальных общественных организаций, министерств, духовенства.
По словам сотрудников комитета РА по делам национальностей, связям с соотечественниками и СМИ, всего в страны Ближнего Востока выехал 21 человек, в основном это молодые адыгейские семьи, которые вывезли с собой 10 малолетних детей в возрасте от 8,5 месяцев до 9 лет. Большинство семей - жители г. Адыгейска.
По имеющимся данным, решение о выезде в страны исламского мира молодые семьи приняли под влиянием бывшего имама мечети Адыгейска Юсуфа Шеуджена. Имам слыл в ауле сильным человеком, не только проповедовал, но и открыл для детей спортивную секцию. При этом у Шеуджена, назначенного имамом, не было никакого духовного образования.
Как рассказали представители Адыгэ-Хасэ республики, имам всегда отличался крайне радикальными взглядами, слыл грубым и резким человеком. При этом он открыто говорил о том, что истинной веры в России найти нельзя - истинная вера есть только на Востоке. Деятельность имама шла вразрез с позицией Духовного управления мусульман Адыгеи и Краснодарского края в отношении отправления религиозных обрядов.
Однако Шеуджен, утверждавший, что проявление агрессии - это правоверный путь защитников истины, пробыл имамом Адыгейска целых три года. В апреле этого года по решению Духовного управления мусульман Адыгеи и Краснодарского края он был лишён поста имама Адыгейска. Официально - из-за отсутствия духовного образования.
Юрий Нехай, сын которого вместе с семьёй под влиянием имама Шеуджена уехал из Адыгейска в Турцию, а затем и вовсе пропал, рассказал, что Шеуджен полностью подчинил волю Мурата.
«Когда отстранили имама, машины сына у мечети я уже не видел. Вдруг узнаю, что Юсуф Шеуджен открыл в ауле Тлюстенхабль собственный молельный дом, и все его последователи ездят туда», - рассказал Ю. Нехай.
Когда же имамом заинтересовались правоохранительные органы, он уехал сначала в Тлюстенхабль, затем с женой и четырьмя детьми - за пределы России. На экспертном совете поднимался вопрос: почему никто вовремя не проконтролировал имама?
По словам главы администрации и имама мечети а. Мафэхабль Мухамеда Хасани, понять, что молодые люди завербованы, можно было сразу: сторонники ИГИЛ перестают посещать мечети, держатся агрессивно даже по отношению к единоверцам, скрытны и неразговорчивы.
«Мясо» для террора
Доказательств того, что уехавшие из Адыгеи молодые люди примкнули к ИГИЛ, нет. Но то, как они уезжали, внушает тревогу. Почему, беря с собой малолетних детей, говорят родителям, что едут на отдых в Сочи или Туапсе, а сами тайно делают загранпаспорта и отправляются в Турцию?
По мнению сотрудников комитета, за последние 20 лет в Адыгее строились мечети, многие обратились к исламу. Но почему никто из духовенства не говорил о том, что нет для мечетей имамов, которые могли бы работать с молодёжью?
Представители власти предложили пока не торопиться со строительством новой мечети в х. Гавердовском, а подготовить сначала проповедников для работы с молодёжью.
Имам Хасани также считает, что одна из проблем в том, что в Духовном управлении мусульман не хватает кадров. С ним не согласился руководитель татарского культурно-просветительского общества «Дуслык» Алям Ильясов, который недавно вернулся из Крыма.
«В России есть медресе в Башкортостане, Казани, Нальчике, куда можно посылать для учёбы будущих служителей. Кроме того, для профилактики экстремизма из Казани к крымским татарам приезжают имамы, которые объясняют спорные места Корана, рассказывают об опасности террористической организации», - рассказал А. Ильясов.
Одно из действенных средств в борьбе с ИГИЛ - Интернет. Как отметили участники экспертного совета, ИГИЛ ушёл от допотопных аудиокассет, выступлений на локальных радиостанциях или коротких записей на видео, как делали в «Аль-Каиде». ИГИЛ использует профессиональную технику и современные технологии работы с видео, сценарии и режиссуру. В совокупности с Интернетом это делает их популярность очень высокой среди молодёжи, которой хочется доказать старшему поколению и себе, что они сильные люди.
У оттока молодёжи Северного Кавказа в ИГИЛ, подчеркнули выступавшие, есть свои причины - те, кто вербует ребят, пользуются ошибками, просчётами и тем, что по Конституции в нашей стране запрещена идеология. Свято место пусто не бывает.
Но надо торопиться. По словам имама Хасани, силами мусульманского управления от отъезда за рубеж остановлено ещё несколько человек в возрасте от 18 до 24 лет.