Майкоп, 22 ноября - АиФ-Адыгея. Каких высот удалось достичь налоговой службе республики, что изменилось в работе ведомства, в каком направлении оно двигается, об этом рассказала читателям «АиФ - Адыгея» руководитель Управления Федеральной налоговой службы по Республике Адыгея Елена Матвеева.
Доходы и расходы
- Елена Ивановна, какие показатели этого года вы считаете наиболее значимыми в работе?
- Эффективность нашей работы оценивается количественными показателями, которые определяют объём налоговых потоков в бюджет. Наполняемость бюджета влияет на уровень благосостояния республики и каждого её жителя. Налоговая служба Адыгеи уже много лет успешно справляется со своей задачей. На сегодня Управление федеральной налоговой службы РФ по РА занимает 11-е место во всероссийском рейтинге эффективности работы службы.
С января по октябрь 2012 г. в бюджет РФ поступило 6 млрд 146 млн руб. налогов и сборов, это на 15% или на 817,6 млн руб. больше, чем в 2011 г. Большая часть этих средств - 85% - вернулась из федерального в территориальный бюджет Республики Адыгея. Это те средства, за счёт которых у Адыгеи появляется больше возможностей решать социальные вопросы.
Росту налоговых поступлений способствует благоприятная экономическая ситуация: в республике развивается промышленное производство, малый и средний бизнес. Благосостояние жителей нашего региона действительно растёт. Подтверждение тому - по налоговым декларациям за последний год у нас увеличилось количество людей с доходами более 1 млн руб.
- В республике стало больше миллионеров?
- По данным последней декларационной кампании, в Адыгее 536 миллионеров. О динамике развития Адыгеи говорит рост экономических показателей и грамотный подход к ведению налоговых документов, что обеспечивает увеличение налоговых отчислений в бюджет.
- Платить налоги нам стало удобнее. Как удалось добиться этого?
- Это результат целенаправленной реформы налоговой службы. Фискальные методы работы уже не так актуальны. Главный ориентир налоговиков - это внимание к нашим клиентам и открытость для жителей республики. Собственно, такие цели обозначены руководителем ФНС России Михаилом Мишустиным - служба стала развиваться как сервисная компания.
- Изменилась сама система налоговой службы или принцип работы?
- Радикальные перемены произошли в сфере обслуживания налогоплательщиков. Теперь мы всё больше общаемся с ними в виртуальном пространстве. Любой налогоплательщик сегодня может предоставить отчётность по телекоммуникационным каналам связи (ТКС). Более 70% налогоплательщиков Адыгеи уже пользуются этим способом, и с каждым кварталом их число растёт. Вырос и список документов, которые налоговая служба может принимать в электронном виде, обмениваться ими с клиентами.
Развивается система взаимодействия между федеральными органами власти, оказывающими госуслуги. Теперь гражданам не надо выстаивать часы в очереди, чтобы получить справку, к примеру, нужную для регистрации ИП.
Новые технологии
- А где можно посмотреть свои налоговые долги?
- На нашем сайте - УФНС РФ по РА. Сегодня в интернете можно получить информацию не только о своей задолженности, но и узнать свой ИНН, определить реквизиты налоговой инспекции, обслуживающей конкретный район, сформировать платёжный документ для уплаты налогов, госпошлин и иных платежей, связанных с налоговыми органами, направить заявление о постановке на учёт в ИФНС.
С 1 октября 2012 г. в полную силу заработал сервис «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц». В нём собраны все сведения о конкретных объектах налогообложения - транспортных средствах, имуществе, земле, которые находятся в собственности налогоплательщика. Вы можете найти в своём личном кабинете сведения о начислениях по имущественным налогам, и о том, когда ваши платежи поступили в инспекцию. Сервис предоставляет возможность получать в электронном виде налоговое уведомление и распечатывать его.
- То есть документы из налоговой инспекции не нужно караулить у почтового ящика?
- Да. «Личный кабинет» - это ваша налоговая история. Кстати, юридические лица тоже могут получить некоторые государственные услуги, не выходя из собственного офиса: выписки из ЕГРЮЛ и ЕГРИП. Получив доступ к этим реестрам, можно легко проверить благонадёжность своего делового партнёра: посмотреть данные о дисквалифицированных генеральных директорах, адресах массовой регистрации - это один из признаков фирмы-«однодневки» и многое другое.
- Но не откажут ли налоговики в личном приёме, раз уж есть интернет?
- Не откажут! Напротив, с развитием технической базы и технологического обеспечения, мы стали больше внимания уделять конкретным людям. И требования к обслуживанию человека тоже изменились. Наши работники операционного зала, которые ведут приём налогоплательщиков, специально учатся общению с клиентами и обязаны соблюдать принятый Федеральной налоговой службой «Кодекс этики и служебного поведения».
Общее дело
- Что входит в этот кодекс?
- Всё, от внешнего вида налогового инспектора до правил ответа на письменное обращение, личной беседы с человеком и телефонного разговора, в том числе решения конфликтных ситуаций. Ежедневно наши сотрудники получают десятки звонков на телефоны справочной службы. Это вполне естественно: люди продают и покупают имущество, стараются улучшить свои жилищные условия, тратят часть семейного бюджета на обучение и лечение. Как правильно отчитаться о доходах или вернуть денежные средства в качестве налоговых вычетов, - вот наиболее частые вопросы, на которые приходится отвечать налоговикам. Мы стараемся создать налогоплательщикам комфортные условия, стать их партнёром и помощником, стимулировать как представителей бизнеса, так и рядовых жителей республики к добровольной уплате налогов. О том, как служба справляется с этой задачей, говорят цифры: за 9 месяцев текущего года уровень собираемости налогов в Адыгее составил 99,37%.
- А на «непослушных» налогоплательщиков как влияете?
- В рамках действующих российских законов. Кстати, «непослушных» налогоплательщиков стало меньше. Но контрольную работу мы ведём - камеральные (проверки деклараций налогоплательщиков) и выездные проверки. На сегодня такой контроль принёс в бюджет более 240 млн руб. Всего в результате проверок было доначислено к уплате 417,8 млн руб. Пятая часть этой суммы приходится на организации строительной отрасли. Кроме них в зоне «налогового риска» - предприятия оптовой и розничной торговли, производители алкогольной продукции. В этой работе налоговая служба активно сотрудничает с МВД по РА.
- Можно ли обжаловать такие контрольные решения?
- Такое право имеет любой налогоплательщик. Есть возможность досудебного урегулирования налоговых споров, что позволяет урегулировать спор в короткие сроки без лишних затрат на уплату госпошлины и услуги адвоката. Качественная работа системы досудебного урегулирования налоговых споров, повышение уровня доказательной базы снизили количество жалоб налогоплательщиков, сократилось число судебных споров. За 9 месяцев 2012 г. в налоговые органы Адыгеи поступило 63 жалобы, на 17% меньше, чем за 9 месяцев прошлого года. Это свидетельствует о хороших результатах работы по выявлению причин нарушения прав налогоплательщиков и своевременному устранению этих нарушений.
- А налоговая задолженность велика в Адыгее?
- За прошедшие 9 месяцев налоговыми органами республики было урегулировано задолженности на сумму 876 млн руб. В рамках работы по взысканию мы активно сотрудничаем со Службой судебных приставов, представители которой принимают участие и в наших комиссиях по легализации объектов налогообложения. Это ещё один способ работы с задолженностью, доказавший свою эффективность. На заседания комиссий приглашаются налоговые агенты, своевременно не перечислившие в бюджет суммы удержанного НДФЛ, а также работодатели, выплачивающие своим работникам зарплату ниже прожиточного минимума, и руководители убыточных организаций.
Смотрите также:
- Темп роста налоговых платежей в РА превысил среднероссийский →
- Рост налоговых поступлений в Адыгее выше среднероссийского →
- Налоговые платежи в казну республики выросли на 14% →