В марте президент России провел совещание по развитию туркластера на Северном Кавказе.

Фото: Надежды Кривко

   
   

Вместе с главой Республики Адыгея Асланом Тхакушиновым Дмитрий Медведев ознакомился с горноклиматическими достопримечательностями республики, лично опробовав снегоходные и лыжные маршруты на горных хребтах Абадзеш и Блям.

- Все проекты курортов на Северном Кавказе хороши. Но наш проект «Лагонаки» имеет ряд таких особенностей, которые делают его эксклюзивным по самому широкому спектру направлений - от рентабельности до самого удобного географического расположения, - говорит председатель комитета РА по туризму и курортам Владимир ПЕТРОВ.

Чистое поле

- Владимир Николаевич, визит первого лица государства предполагался не в первый раз и вот, наконец, случилось. Какие впечатления остались у Дмитрия Анатольевича?

- Самые хорошие впечатления, о чем он, собственно, и написал на своей страничке в Твиттере. Визит Дмитрия Медведева в Адыгею, на Лагонакское нагорье, в частности, несколько раз переносился, да и планировался на лето. Но в этом году, по-моему, всё сложилось как нельзя лучше - вроде бы и весна на календаре, а в горах самая настоящая зима. Глава государства давно хотел увидеть один из курортов, который вошел в туристический кластер юга России.

Мы подготовили две горнолыжные трассы - 1,8 км и 1,7 км длиной, а также маршрут для снегохода - это ведь сейчас один из самых популярных видов зимнего отдыха. Дмитрий Анатольевич в сопровождении главы Адыгеи Аслана Тхакушинова побывал на отрогах горы Оштен, на высоте 2370 м, откуда открывается вся панорама будущего курорта. Мы совместили реальную картинку с картами местности, глава государства увидел, где и что будет расположено, где будут трассы, подъёмники, объекты размещения туристов, в общем, всю экспозицию.

- Многие прочитали отзывы главы государства об Адыгее в интернете, однако на совещании в Краснодаре поднимались темы, касающиеся не только природных красот. Проблем ведь немало - с ними связано любое строительство. Что бы вы могли сказать о преимуществах будущего курорта «Лагонаки» и с чем в этом отношении был согласен Д.Медведев?

   
   

- Во-первых, налицо экономическая выгода строительства в Адыгее горноклиматического курорта. Судите сами - территория не обременена никакими имущественными правами третьих лиц. Другими словами, в нашей республике ни государство, ни инвесторы не столкнутся с ситуацией, когда придётся, скажем, выкупать земли. В общем, чистое поле для экономической деятельности. Это в разы удешевляет начало строительства и, как следствие, делает меньшей конечную цену туристического продукта. То есть, если говорить словами специалистов, курорт «Лагонаки» - это изначально экономически выгодный вход и ценовая доступность курорта на выходе.

- Любая экономическая выгода так или иначе связана с посещаемостью курорта.

- Сегодня ровно половина отдыхающих в Адыгее туристов - жители Ростовской области и Краснодарского края. А это 10 млн жителей. Поэтому можно считать большим плюсом то, что «Лагонаки» в будущем сможет принимать до 20 тысяч отдыхающих ежедневно. То есть, нам клиентов искать и зазывать не нужно. В 2011 году только на Лагонаках побывало более 50 тыс. человек. Это, естественно, не только приезжие. Но мы ведь рассчитываем, что наш курорт будет привлекателен не только для россиян с юга, но и из других уголков страны, а также для иностранных туристов.

«Зелёный» вопрос

- Во всей истории с туристическим кластером есть одна ложка дёгтя - экология. Понятно, что определённые силы пытаются разыграть свою карту, но в целом проблема всё-таки есть?

- Я бы не стал называть это проблемой, особенно после того, как ситуацию в свою пользу обрисовывают радикально настроенные «зелёные». Мы работаем в тесном контакте с ЮНЕСКО. Мало того, в своё время глава Адыгеи Аслан Тхакушинов неоднократно заявлял о том, что на территории республики не будет построено ничего, что может хоть косвенно нарушить экологию даже в ущерб экономической выгоде. Слово своё он, заметьте, сдержал. Что касается Лагонакского нагорья, то сама концепция курорта определена таким образом, что затрагивает территорию наименее важную с экологической точки зрения. Я поясню, - это так называемый биосферный полигон и не надо путать эту территорию с непосредственно биосферным заповедником. Так вот полигон как раз и служит объектом исследований влияния человека и хозяйственной деятельности (естественно, не производственной) на окружающую среду - это определено соответствующей международной конвенцией.

Мы неоднократно заявляли, и это подтверждается документами, что вся основная инфраструктура - гостиницы, рестораны и так далее, будут размещены в приграничной лесной зоне, а на территории биосферного полигона будут располагаться только канатные дороги и горнолыжные трассы.

К тому же мы выступаем против политики двойных стандартов - почему то, что разрешено в Австрии, Швейцарии или Италии, запрещается в России? С таким лоббированием мы будем бороться. Скажу ещё, что мы работаем в самом тесном контакте с экологическими организациями. И находим взаимопонимание.

- Владимир Николаевич, говоря о курорте «Лагонаки» мы позиционируем его с зимними видами отдыха. Но ведь курорт-то круглогодичный?

- Конечно. И летний сезон здесь может быть не менее интересным. Это и пешеходные маршруты, и конные, и для любителей горных велосипедов. Думаю, что один знаменитый 30-й маршрут чего стоит! Всё это возрождается. Конечно, не в таких объёмах, как в советское время. Но тогда ведь у отдыхающих и выбора большого не было, а сейчас все границы открыты. Туризм - специфический отдых, но тот, кто попробовал его однажды, полюбит навсегда.

В чём преимущества?

- В одном из недавних телеинтервью Дмитрий Медведев назвал наш проект лучшим в ряду других проектов субъектов юга России. После посещения Адыгеи он утвердился в своём мнении?

- Во-первых, все проекты по-своему хороши, о чём, кстати, президент тоже говорил. Другое дело, что «Лагонаки» имеет целый ряд конкурентных преимуществ. Он уникален не только с точки зрения природных красот, но и дважды - с географической: во-первых, это совершенно иной и более благоприятный климат, нежели в других субъектах юга, а во-вторых, мы ближе всех к самым крупным городам Северного Кавказа - Ростову и Краснодару. Можно сюда же отнести и полумиллионный Ставрополь, от которого, вопреки общепринятому мнению, до курортов Карачаево-Черкесии довольно далеко. Поэтому глава государства назвал наш проект лучшим именно с точки зрения его географической, экономической и социальной выгоды. Под последним подразумевается возможность организации почти 20 тысяч рабочих мест для людей, живущих в непосредственной близости, - это тоже уникальный случай.

- Наши коллеги из федеральной редакции «АиФ» недавно интересовались - так чей же всё-таки курорт «Лагонаки»? Больше краснодарский или больше адыгейский?

- Такой вопрос на повестке дня вообще не стоит. Это будет российский курорт мирового уровня. Отдыхающим здесь вообще неинтересна субъектная принадлежность курорта, но с точки зрения имиджевой политики республики, конечно, хотелось бы, чтобы люди «ехали в Адыгею». Вот тут и выходит на первый план проблема, поднятая на встрече с Дмитрием Медведевым главой Адыгеи Асланом Тхакушиновым, - необходимость реконструкции аэропорта «Майкоп (Ханская)» с передачей аэродрома совместного базирования «Ханская» в собственность республики. Согласитесь, лучшей рекламой для Адыгеи будет авиарейс «Москва-Майкоп» или «Санкт-Петербург - Майкоп». Естественно, что необходимы и меры, направленные на модернизацию железнодорожного сообщения Майкоп - Хаджох. И этот вопрос тоже находится на постоянном контроле руководства республики.


СПРАВКА

Пропускная способность горнолыжного курорта на площадке «Лагонаки» в Майкопском районе Адыгеи и Апшеронском районе Краснодарского края составит более 20 тыс. человек в день. Апартаменты, коттеджи и отели смогут одновременно вмещать более 16 тыс. отдыхающих, длина горнолыжных трасс составит 164 км.

Смотрите также: