Сама профессиональный педагог, трен6ер с многолетним стажем, она знает нелегкую цену победы. И волнуется, держит кулаки за своих учеников не только во время, но и после выступления.
- Какие там 70% таланта? Главное - это 90% трудолюбия, которые обеспечивают победу на танцполе. А еще движения, доведенные до автоматизма. Умение не считаться со временем. Способность не только телом, но и глазами, поворотом головы передать настроение - это я называю магией танца, талантом, - рассказала в интервью «АиФ-Адыгея» Раиса Ядова.
«Дельфийская» попытка
- Раиса Хизировна, недавно вы приняли участие в «Дельфийских игр» в Твери. Ваше впечатление? Ощущалась ли горечь поражения?
- Мы приехали на Х молодежные Дельфийские игры России в составе большой делегации от Адыгеи. Республика была представлена во всех номинациях: «Народное пение», «Хореография», «Эстрадное пение», «Художественная фотография». Танцоры нашего ансамбля исполняли танца в классическом и современном стиле. На Дельфийских играх «Форвард» представляли 22 человека в возрасте 10-11 лет. На конкурсе мы были самыми маленькими участниками. Поэтому определились сразу: Дельфийские игры для нас - своеобразная «проба пера». Выступили достойно, получили дипломы участников. Нет, проигравшими себя не чувствовали! Своим выступлением остались довольны. За попытку - спасибо!
«Вы - лучшие!»
- Какие слова напутствия вы даете перед выходом ансамбля на танцпол?
- Каждый раз повторяю: «Вы - лучшие! Все получится - я в вас верю. Осталось вам поверить в себя».
- Верят?
- А как же! «Форварду» есть, чем гордиться. В Москве на международном фестивале бально-эстрадного танца «Роза ветров» ребята стали лауреатами III премии, в Италии на международном фестивале «Виват, Италия!» заняли первое место, в Египте на фестивале с забавным и таким родным названием «Калинка» стали единственными обладателями Гран-при. И это только за 2010-2011 года. На Дельфийских играх в Твери мы «обкатали» на публике два номера из нашей новой танцевальной программы - «Свободное падение» в стиле современной хореографии и латиноамериканский танец «Фиеста». Жаль, о проведении Дельфийских игр узнали поздно. Поэтому репетировали только около 4 месяцев - для бального танца это катастрофически мало.
- Артисты - люди суеверные. А вы не побоялись назвать номер «Свободное падение»...
- «Свободное падение» - это танец созидания, а не падения, тема создания планет и космоса. Он, как и человеческий талант, - до конца не познанное чудо. А неудач мы не боимся! Как сказал один китайский мудрец: «Кто не знал падений, тому неведомы и взлеты». Истинного профессионала отличает умение подняться после провала. Но даже падение может быть изящным, особенно если оно свободное.
«Чем непонятней, тем креативней?»
- Спор о направлениях современной хореографии ведется до сих пор. Кто только ею не занимается! И все по принципу: чем непонятней, тем креативней. А вы какого мнения придерживаетесь?
- Совершенно с вами не согласна! Я убеждена: все эксперименты в области современной хореографии имеют право на жизнь. Другой вопрос: что сегодня нравится довольно непритязательному зрителю. Жаль, что большинство зрителей из всего хореографического многообразия выбирает нечто наиболее примитивное. Лично мне, как профессиональному педагогу и тренеру по танцам, близок модерн, потому что это самая удачная связь классического танца с современностью. Модерн будит богатый мир фантазии. Истинные любители танца никогда не остаются к нему равнодушными.
- А будущие профессионалы? Не боятся после поражения «разбора полетов» за невыполненные арабески?
- Испугаться не успевают! «Разбор полетов» начинается сразу после окончания танца. Что заработали, то и получили. И ругаю я их по полной программе - не только они тратили время, но и тренер, и хореограф. За тебя болеет вся команда - в таких случаях ошибка на танцполе стоит дорого. Это не только твой провал - это провал всего коллектива. Но если получился номер, ребята это чувствуют сразу. Их успех - это похвала тренера! Я хвалю их редко, зато уж точно: по делу.
По Твери как по музею
- Занятие танцами - дело для фанатов и энтузиастов, влюбленных в танец. А успевают танцоры «Форварда» на гастролях увидеть что-нибудь помимо танцпола и номеров соперников?
- Не представляю себе удачливого творческого человека без широкого кругозора. Тем более, если дело касается детей. Как можно побывать в Твери и не посетить достопримечательности этого старинного русского города, который сам напоминает краеведческий музей? Конечно, мы посетили Тверской музей боевой славы, музей Пушкина, прогулялись на катере по Волге и реке Тьмаке. Особое внимание уделили посещению старинных храмов Твери: это и Воскресенский кафедральный собор, и Церковь Иоанна Предтечи, Собор Белой Троицы. Уникальные сооружения! А в Египте мы побывали в Луксоре, посетили Карнакский храм, храмы фараонов, плавали по Нилу, путешествовали по острову Утопия.
- Чему учатся ваши юные артисты в таких экскурсиях?
- Учатся понимать красоту и многообразие окружающего мира. Учатся видеть, как велик человек, когда он творит бессмертные произведения искусства. Не знаю, пригодится ли им это в танце. Но то, что обогатит в жизни, - это точно.
Смотрите также:
- Раиса Панеш: «Многие из молодых ребят поют чужими голосами» →
- Аслан Нехай: «Табу должны быть в любом государстве» →
- Интервью с известным певцом и композитором Адыгеи →