«Сегодня в колледже много талантливых студентов. Но много и тех, кто просто «пребывает» на занятиях. Есть чудные голоса, хорошие сердца, но мало индивидуальностей, которые бы потрясли», - считает заслуженный работник культуры РСФСР.
Шпаргалка для студента
Карина Кадиева, АиФ-Адыгея: - Вы воспитали целую плеяду талантливых российских певцов: солистка Мариинского театра Марина Шагуч, солистка Большого Маргарита Мамсирова, известная джазовая певица Софи Окран. Не было зависти к успехам учениц?
Раиса Панеш: - Только белая - я гордилась их успехами. Марина Шагуч настолько музыкальна и чувственна, что запросто могла выдавить слезу у слушателя. На выпускном экзамене председатель комиссии - известный скрипач и преподаватель Ростовской консерватории Соломон Куцовский - всегда делал пометки в своей тетрадке, пока выпускники пели шесть обязательных произведений. Когда запела Марина, он отложил тетрадь и попросил нас не мешать ему слушать «готовую певицу». На экзамене Марина спела ему не шесть, а десять произведений.
В Ленинграде после исполнения арии Марфы из «Царской невесты» её сразу взяли на заметку и не прогадали - Марина долгие годы была звездой Мариинского театра. Сейчас живёт в Чехии, ведёт свой вокальный класс.
Маргарита Мамсирова сделала себя сама - с прекрасным голосом и трудолюбием. Софи Окран просто хочу сказать спасибо: правда, ей не совсем нравилось академическое пение, классическая манера исполнения. Софи искала себя - и нашла в джазе и блюзе.
- Если студенты талантливы, что делают педагоги?
- Открывают природные голоса. Педагог по вокалу - шпаргалка для студента. У пианиста есть рояль, у скрипача - скрипка, а инструмент вокалиста - голос, он невидим, его слышит только педагог. Ошибка молодых ребят в том, что многие из них поют чужими голосами. Мне очень нравилась молодая Тамара Гвердцители - сочный, могучий голос. Но когда она начала подражать манере пения Эдит Пиаф, - извлекать звук с сильной вибрацией, очарование пропало. Это был чужой голос. Никогда не ставлю в пример студентам пение звёзд. На сцене индивидуальность важнее голоса. Поэтому люблю слушать безголосых, но ни с кем не сравнимых Марка Бернеса, Клавдию Шульженко, Леонида Утёсова.
Нет сил на рекорды
- Вы окончили Ленинградскую консерваторию. Чему в своё время учили вас?
- Мы - 12 студентов национальной студии - пришли в консерваторию из самодеятельности, нот не знали. Поэтому нам на учёбу дали не пять, а шесть лет. Год мы постигали нотную грамоту и все шесть лет учились слушать и думать.
Думали о музыке, об интерпретации, посещая всевозможные концерты. Знаете, я не люблю современную эстраду - сегодня певцы больше поют ноты. Это разные вещи. Мы через пение учились выражать свою душу, а молодые показывают голос и технику. Хотя к их технике масса претензий, ведь настоящий оперный певец без микрофона способен перекрывать оркестр.
Но просто техника и голос - это неинтересно, это не трогает, ради этого не стоит выходить на сцену. Опера - это целый комплекс физиологии и психологии, в опере ты постоянно должен быть в состоянии совершения мирового рекорда. Не всем это под силу. Печально смотреть, как действительно золотые голоса России переходят в разряд натуральных блондинов с микрофоном.
- У вас были кумиры?
- Были потрясения. Как-то в коридоре консерватории мы услышали божественный голос, который разносился по всем этажам. Я кинулась к концертному залу, заглянула в проём двери - на сцене пел молодой красавец. Я как вкопанная простояла у двери до конца арии. Это был молодой Владимир Атлантов, один из величайших теноров мира. На несколько лет позже меня в консерваторию пришла Елена Образцова. Вот кто умел шикарно импровизировать, талантливо выходя за рамки привычного исполнения, наполняя арию собой.
Эпоха хулиганов
- Сегодня кассу собирают скандальные оперы. Возвращаемся к истокам?
- Нет, деградируем. То, как порой хулиганят режиссёры в опере, не поддаётся описанию. Что они творят с либретто, с постановками, бесконечные переносы из одной эпохи в другую, надуманные ситуации и самое главное, зачем это надо? Только не говорите, что пьяная мать Татьяны Лариной или Онегин с нетрадиционной ориентацией - новое слово в опере. Это не новое слово, а прикрытие собственной бездарности и беспомощности.
Будут другие времена, другой репертуар - экспериментируйте. Но калечить то, что сделано до вас великими композиторами, писателями, художниками, непозволительно.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть