При уровне безработицы в 1,3% столицу Адыгеи можно было бы считать благополучной в отношении занятости населения. Если бы не несколько не то чтобы курьёзных, но весьма примечательных фактов.
Во-первых, спрос на вакансии, во-вторых - желание работать. Получается, что многим проще жаловаться на судьбу, чем побороть привычку получать пособие. А привычка эта, как считает директор майкопского центра занятости населения Владимир Черниченко, определённо расхолаживает.
Вакансий больше, чем безработных
Сложности возникают с теми, кто вообще никогда не работал - их не переквалифицируешь, за ними, как правило, нет «багажа» из семьи и детей.
- Однажды мы подыскали ряду выпускников одного из вузов неплохую работу, причем по специальности, на одном из городских предприятий. Заработная плата - 10 тысяч рублей. Согласитесь, такую зарплату сегодня получает далеко не каждый майкопчанин, тем более тот, кто вообще впервые вышел на работу. Так вот некоторые выпускники от этой работы отказались, мотивируя это тем, что им неудобно добираться до предприятия от остановки маршрутного такси, - сетует Черниченко.
Постоянные разговоры о повальной безработице стали настолько привычными, что проще сразу опустить руки, чем заниматься её поисками. Многие, увы, так и делают. Между тем, в Майкопе более двух тысяч вакансий, и если учесть, что это больше, чем непосредственно безработных, то ситуация, вроде бы, не должна вызывать опасений. Однако в центре таким положением дел не удовлетворены. - Совсем недавно число предлагаемых нашим центром рабочих мест превышало три тысячи, поэтому и ассортимент вакансий, естественно, был несколько шире, - рассказывает Черниченко.
Примечательно, что многие вакансии предполагают заработную плату в 25 и выше тыс. рублей. С учетом того, что средняя заработная плата по республике составляет около 14 тыс. рублей, спрос на такую работу должен быть повышенным. Но на деле такие вакансии зачастую остаются невостребованными - потенциальные рабочие или строители в массе своей находят подобную работу за пределами республики. Почти 80% безработных в Майкопе составляют именно представительницы слабого пола, большая часть которых соответствует среднестатистическому образу - женщине в возрасте от 40 до 50 лет со средним специальным образованием.
Работа не в почёте?
Известный в Адыгее аграрий Владимир Нарожный рассказал «АиФ-Адыгея», что нынешним летом фермеры готовы были платить комбайнёрам по 60-80 тыс. руб. в месяц в период уборочной страды, однако в поля по-прежнему выходят те, кому скоро на пенсию.
- Почему я должен менять профессию? Я дипломированный экономист и даже 20 тысяч за работу водителем мусоровоза меня не прельщают, - говорит 34-летний безработный Андрей Коротков. В 2011 году в республике получила продолжение программа самозанятости населения - 245 безработных получили субсидии на открытие собственного дела. Правда, таких «новых» предпринимателей нашлось всего десять.
- Ну какой из меня предприниматель? Я и считать-то толком не умею, - говорит Нина Звягинцева, педагог с 3-летним стажем, от работы в школе упорно отказывающаяся.
Смотрите также:
- Юбилей на работе. Аслан Тхакушинов о векторе развития и желании работать →
- Реформа здравоохранения: куда идут миллиарды бюджетных средств →
- Интервью с «простым советским бюргером» →