Майкоп, 3 июля – АиФ–Адыгея. В медицину не идут за прибылью. Те, кто даёт клятву Гиппократа, по словам министра, хотят быть в первую очередь полезными обществу.
– Если же оплата для медицинских работников будет оставаться на прежнем уровне, ещё большего дефицита в кадрах нам не избежать, – отмечает министр здравоохранения республики Рустем МЕРЕТУКОВ.
Три направления
Аргументы и Факты – Адыгея: – Реформа здравоохранения – мера вынужденная?
Р.М.: – На модернизацию здравоохранения было потрачено 1 185 млн руб. Реформа рассчитана на длительный период – до 2020 г. И главное, что мы ждём от неё – возможности вывести наше здравоохранение на уровень развитых мировых государств. Не случайно внимание руководства республики к этой отрасли более чем серьёзное.
И уже достигнуты конкретные результаты: снижение смертности от сердечно–сосудистых заболеваний, увеличение продолжительности жизни. За последние пять лет в Адыгее удалось в два раза снизить и младенческую смертность.
Любая программа подразумевает под собой какие–то цели и задачи, которые надо достигать. Модернизация здравоохранения идёт по трём направлениям. Это укрепление материально–технической базы: капитальные ремонты, поставка оборудования. Второе направление – информатизация отрасли. И третье – внедрение стандартов. По современной стратегии развития здравоохранения абсолютно приоритетной определена профилактика. Всё новое – хорошо забытое старое.
Аргументы и Факты – Адыгея: – То есть эта некая модель советской системы здравоохранения на современный лад?
Р.М.: – Не совсем, но многое взято и оттуда. К примеру, сегодня поводится диспансеризация, которая была обязательной в советское время. Кстати, с этого года в республике она будет регулярной – каждый взрослый человек раз в три года должен будет обследоваться. Причём абсолютно бесплатно.
Вовремя выявить
Аргументы и Факты – Адыгея: – Многие идут к врачу, когда, как говорится, уже заболело.
Р.М.: – 60 процентов всех заболеваний, которые существуют на сегодняшний день, формируются в процессе жизнедеятельности человека. То есть от неправильного образа жизни: переедания, ожирения, курения. Диспансеризация призвана выявлять заболевания на ранних стадиях. Предположим, человек приходит к врачу, проходит обследование, сдаёт анализы. Его там взвешивают, снимают кариограмму, делают гастроскопию. И выявляют факторы риска. К примеру, излишний вес. Врач ему говорит, что у него повышенный холестерин и, если он не приведёт его к норме, то через год–два это обернётся гипертонией, а через пять–шесть – инфарктом. К следующей диспансеризации вы должны сделать это, это и это. Вот таким образом всё должно происходить – выявление факторов риска.
Что это значит? Допустим, онкологические заболевания. Сейчас мы сталкиваемся с тем, что большое количество онкологических больных к нам поступает с запущенными формами, на последних стадиях. И естественно, высока летальность от этих заболеваний. А если выявлять проблему в начале заболевания, можно будет добиваться полного выздоровления. Причём это касается практически всех недугов.
По новой стратегии здравоохранения врач должен больше работать со здоровыми людьми, нежели с больными. Нельзя ждать, пока заболевание разовьётся, нужно его профилактировать. Необходимо активно работать с населением, пропагандировать здоровый образ жизни. Вот это является современной стратегией здравоохранения.
Аргументы и Факты – Адыгея: – А где лечиться? Больницы переполнены, люди лежат уже не только в палатах, но и в коридорах.
Р.М.: – До сих пор было принято считать, что показатель здравоохранения – оснащенность, укомплектованность амбулаторного стационара, наличие в штате большого числа обученных специалистов. А львиная доля заболеваний, как показывает мировой опыт, может лечиться не в стационаре, а в амбулаторно–поликлинических условиях. Если человек в шаговой доступности от себя видит участкового врача, который может подсказать ему, что сделать, к какому специалисту обратиться, есть большая вероятность, что необходимости в госпитализации не будет. Вот основная наша цель.
Аргументы и Факты – Адыгея: – Так почему же все так стремятся попасть в больницу, порой даже без особых для этого показаний?
Р.М.: – У нас пытаются попасть в стационар, потому что и поликлиники недостаточно оснащены, и специалистов не хватает. Вот если мы оснастим их оборудованием, высококвалифицированными специалистами, то желающих пройти лечение в хорошей, комфортабельной, чистой поликлинике с доброжелательным персоналом будет, я думаю, гораздо больше. Но это не только в сознании людей, но и в сознании наших медицинских работников нужно переломить. Мы повсеместно объясняем и пропагандируем, что основной упор сейчас должен быть сделан на развитие амбулаторно–поликлинической системы.
ФАПы есть, машин – нет
Аргументы и Факты – Адыгея: – У нас большая часть населения проживает в сельской местности. Обеспечена ли она достаточным количеством фельдшерско–акушерских пунктов – ФАПов?
Р.М.: – ФАПы создаются в населённых пунктах, где проживает больше ста человек. То есть медицинская помощь должна быть в шаговой доступности для селянина. Эти пункты должны быть оснащёнными, уютными и находиться в центре села. В идеале каждый ФАП должен быть оснащён и автомобилем, но пока это только перспектива. Сейчас лишь четверть пунктов имеет собственный транспорт. На сегодняшний день на территории Адыгеи 123 ФАПа. Благодаря должному финансированию и личному вниманию главы республики Аслана Тхакушинова к этой проблеме, каждый год строится порядка пяти фельдшерско–акушерских пунктов.
Аргументы и Факты – Адыгея: – Есть ли районы, которые остро нуждаются в ФАПах?
Р.М.: – У нас такой проблемы нет. Больше сложностей с уже имеющимися, но плохо оборудованными пунктами. Немало старых, не пригодных для эксплуатации. До сих пор они располагались в каких–то неприспособленных для этого помещениях, иногда в корпусах молочно–товарных ферм. Комнатка в жилом доме тоже могла называться фельдершеско–акушерским пунктом, а на самом деле это должно быть современное, оборудованное здание. Доступ к нему должен быть со всех сторон, чтобы было легко добираться.
Аргументы и Факты – Адыгея: – ФАПами республику оснастят, машины закупят, а откуда взять специалистов, которые будут работать в Адыгее? Можно ли рассчитывать на студентов медицинских учебных заведений республики?
Р.М.: – У нас есть замечательный медицинский колледж, который славится своими выпускниками. Среди них большое количество ведущих специалистов, что лишний раз доказывает высокий уровень обучения. Также мы ждём пополнения из сегодняшних студентов Майкопского мединститута.
Докторский достаток
Аргументы и Факты – Адыгея: – Вы думаете, что все выпускаемые фельдшеры, медсёстры, провизоры после окончания учёбы будут работать по специальности?
Р.М.: – Многие хотели бы это делать, но сдерживающим фактором была и остаётся заработная плата. Её размер не может быть привлекательным даже для молодого специалиста без опыта работы. Но мы уже работаем над тем, чтобы медицинская профессия снова стала престижной. Сейчас я могу утверждать, что мы на правильном пути. Об этом говорит конкурс абитуриентов. В медицинские учебные заведения идут, хотят получать образование, но работать в частных клиниках и кабинетах сейчас выгоднее. Нагрузка меньше, а зарплата бывает выше в два раза.
Аргументы и Факты – Адыгея: – Но удержишь ли молодого и перспективного специалиста пусть и относительно высокой зарплатой?
Р.М.: – Для врачей и медсёстер мы разрабатываем меры социальной поддержки. Стимулом к работе, в том числе на селе, могут быть и льготы. К примеру, устройство детей в садик, или же помощь в приобретение жилья, земельного участка, выплата компенсации коммунальных затрат. Мы должны возродить интерес к профессии и сделать это не в принудительном порядке.