12 августа Россия отпразднует День Военно-Воздушных Сил. Полковник Анатолий Коваленко - военный летчик с легендарной судьбой. Один из тех, кем гордится Адыгея. В прошлом сокурсник Гагарина и штурман знаменитого Армавирского летного училища, Анатолий Коваленко сегодня изучает факты из истории военной авиации России.
«12 августа - вся жизнь как на ладони. И ошибки, и победы. Я на пенсии увлёкся чтением истории авиации. Удивляет, с какой помпезностью преподносится в некоторых книгах заведомая ложь. Да и в наших учебниках историю искажают: вместо первого космонавта Гагарина — высадка американского астронавта на Луне. А где рассказ о том, что первый спутник и первый космонавт были нашими?» - удивляется Анатолий.
Разгон от Гагарина
Карина Кадиева, «АиФ-Адыгея» - Раньше мальчишки мечтали стать лётчиками. Вас эта мечта не обошла стороной?
Анатолий Коваленко: - Лётчиком стал случайно. Учился в школе плохо - в аттестате было две «тройки»: по русскому и алгебре. Правда, остальные «4» и «5». До сих пор ощущаю себя неучем. После гибели отца на войне мать воспитывала меня одна. Сначала думал пойти в мединститут. Отчим сказал: «Не потянешь». Я обиделся.
Тут к нам в школу приехал агитатор из авиаклуба. А после двух лет занятий, когда я налетал 55 часов, поступил в Чкаловское училище. Но любовь к небу пришла позднее. Сначала это была перспектива получить хорошую специальность.
- В Чкаловском авиаучилище вашим сокурсником был Юрий Гагарин. Первую встречу с ним помните?
- Он был старше нас на три года, за плечами Саратовский индустриальный техникум. Прекрасный волейболист, увлекался спортом, прекрасно учился. Близкими друзьями мы с Гагариным никогда не были. А в первую нашу встречу я нагоняй от него получил. Нас построили на утренний осмотр. Подходит ко мне парень, пристально смотрит весёлым глазом, а потом серьёзно так говорит: «Почему пуговицы на гимнастёрке не чищены?». Я обиделся: чего их чистить-то - только вчера гимнастёрку новенькую надел. А он мне: «Видишь, у меня тоже новая, а как пуговицы блестят». Меня такая злость взяла: «А ты кто такой, умник?» Он с улыбкой ответил: «Помкомвзвода Юрий Гагарин».
Кем он станет, мы тогда и представить не могли, но с тех пор я пуговицы на гимнастёрке чистил. Когда ко мне в воскресенье приехала будущая жена, надо было отпроситься у начальства. Начальства не было. Дежуривший Гагарин сказал: «Беги, только до отбоя будь как штык».
Равнение на Америку
- Сильно удивились, когда узнали, что Гагарин стал первым космонавтом?
- Не поверил. И не я один. 12 апреля 1961 года мы готовились к полётам в Армавире. Тут по лагерю пошёл слух: «Гагарин в космос полетел». Ну, Гагарин - и Гагарин. Ассоциаций никаких. Стали выяснять, кто он, из какого училища. Выяснили - наш!
- Гагарин рисковал жизнью в этом полёте. Но вся ваша эскадрилья хотела оказаться на его месте?
- Не люблю пустой риск. Прожив жизнь, я сделал вывод: я - нерешительный человек. Но когда вёл самолёт или сейчас веду машину, в любой рискованной ситуации решение принимаю сразу. Юра не просто так рисковал - он страну представлял. О нас говорили и писали на Западе: лапотная, дикая страна. А мы, едва оклемавшись от страшной войны, уже спутник в космос запустили, гидроэлектростанции восстановили. Может, и отставали по уровню жизни, но работали на престиж страны.
- Сегодня часто говорят о том, стоило ли в 1987 году подписывать с Америкой договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности.
- Я военный человек, не мне судить. Но можно взглянуть на результаты договора: СССР уничтожил все свои ракеты - две трети оборонной промышленности, а США продолжают использовать баллистические ракеты средней дальности. Кому это выгодно? Не миру во всём мире. Сейчас у России есть шанс восстановить утраченный потенциал. Причина веская - нас окружают страны НАТО. В 90-е годы смеялись над фразой: «Американская военщина усиливает гонку вооружений». Сегодня это реальность.
Малазийская гипотеза
- Не могу не спросить военного лётчика о падении малазийского боинга.
- Сбили! Моя версия такова: малазийский «боинг» был сбит ракетой, запущенной с самолёта - на обломках кабины пилотов видно, что она пробита насквозь. Штурмовик СУ-25, который есть на вооружении украинской армии, может подняться на высоту «боинга» и запустить в него ракету с двумя килограммами взрывчатого вещества. Она способна сама отыскать цель.
- Несколько лет назад говорили о том, что хороших лётчиков не стало - им попросту не на чем было летать и набираться опыта. Сейчас ситуация изменилась. Так может ли Россия готовить хорошо обученных лётчиков?
- 30 лет назад в Армавирском высшем училище я воспитывал совершенно другое поколение: не курили, не пили, знали, чего хотят от жизни. В 17-18 лет это были целеустремлённые люди, выросшие в стабильном государстве. Мы их учили: «Если быть, то быть первым». И они ими были.
Меня сейчас другое волнует - в России не воспитывают командиров пассажирских воздушных судов. Командовать нашей пассажирской авиацией скоро будут немцы, американцы, англичане и французы. Это при том, что у нас была уникальная система подготовки лётчиков пассажирских судов.
Хорошо, что пока это не коснулось военной авиации. У нас одно есть училище - Краснодарское лётное, откуда выпускались лётчики-истребители. Три года специально не набирали курсантов.
Слава Богу, многое стало меняться. Появился конкурс в военные училища. А что касается ВВС - так сейчас у нас на вооружении такие самолёты-универсалы, какие американцам не снились.
Смотрите также:
- Герой России Эдуард Цеев: «России не хватает знающих командиров» →
- Юрий Шестаков о парках Донецка и сердце солдата →
- Саид Багов о словесности →