Примерное время чтения: 5 минут
493

Саид Багов о словесности

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 33. «АиФ-Адыгея» 15/08/2012

- Мы с придыханием говорим об алфавите Кирилла и Мефодия, о подвиге наших дедов в войне 1945-го. Но это их заслуги. А где наши? - рассуждает в интервью «АиФ-Адыгея» заслуженный артист РФ Саид Багов.

«Не надо рупора!»

- Саид Муратович, как-то вы сказали: «Нам не День письменности - день памяти языка отмечать!». Всё так плохо?

- Язык постепенно теряется в быту. Мы обязаны вернуть обиходному русскому языку красоту, которой его лишили. Как бы странно это не прозвучало. Нужно заново учиться говорить по-русски! Человек называется человеком, когда называет вещи своими именами. Пора выходить из состояния варварства, сленг и брань засоряют не только язык - души. У школьников интерес к языку отбивается сухостью правил. Чтобы его «включить», необходим уникальный ход! А кто его сделает? Всё те же педагоги, со скучающими глазами, не умеющие увлечь красотой слова?

- А как же сохранить «великий и могучий»?

- Лично я понял, что оазисы, где интерес к русскому языку будет поддерживаться, - не школы, а музеи-усадьбы. Это и Тарханы, и Михайловское, куда после долгого перерыва начинают ездить люди. В июне я открывал в Михайловском праздник, у меня было три выступления во Дворце культуры, который начинал строить ещё Семён Гейченко, возродивший Михайловское.

Поклонник Лермонтова, я открыл для себя Пушкина, только побывав в Михайловском. Даже не с точки зрения философии и языка. Оказывается, в Михайловском Пушкин никогда не писал на заказ, как в Петербурге. Он ждал вдохновения. Не пора ли и нам заняться тем же? Это и есть свобода.

- Каждая эпоха - это поэт. Пушкин, Лермонтов, Ахматова, Высоцкий. Сейчас свобода слова, поэтов много. Почему рупора эпохи нет?

- Не надо рупора, избавьте нас от графоманов! Это проблема не сегодняшнего дня. В искусстве чудес не бывает! Невозможно быть грамотным, если тобой не усвоена история мировой культуры. До нас творили уникальные мастера. И если не находиться у них в ученичестве, будем каждый раз изобретать колесо и по-детски радоваться. Вроде, сказал от чистого сердца, написал от полноты души. А глядишь: до тебя это глубже, сильнее и резче уже высказал гений! Так, может, стоит промолчать и вчитаться в его строки? А у нас громче всех кричат те, кому лучше бы помолчать. И единицы, кто реально талантлив. Одарённых душат-травят.

В буржуа - с комфортом

- России не нужны таланты?

- Не нужны. Талант - это всегда опасно. Он неудобен. Сегодняшние маленькие буржуа мечтают о комфорте, который достигается за счёт кого-то. Но благополучной Швейцарией мы всё равно не станем. Нам не нужна духовность - вообще никогда не была нужна. Вспомните судьбы Пушкина, Лермонтова, Грибоедова. В России творческий человек всегда существовал вопреки. Но плюс в том, что сегодня мир открыт. И если у творческого человека есть силы, он может защитить свой талант. Меня удивляют поразительно талантливые дети. При этом во Пскове неприятно поразили особняки в новорусском стиле, а рядом люди с перекошенными от пьянства лицами. Это наше уродливое понимание американской мечты! Нам дороже внешние атрибуты: новая марка машины, IPad в кармане, крутая гарнитура в ухе. И сейчас эти простые инструменты играют главную роль в нашей жизни.

- Но есть и святое - День Победы...

- Наши деды совершили подвиг. Но это была их война и победа. Я уважаю подвиг советских солдат. Но какое отношение мы имеем к той войне? Трясти чужими орденами легче всего! Где наши? Ведь и сегодня каждый совестливый человек ведёт свою войну. Давайте об этой, информационной войне поговорим. Это война другого рода, которая калечит нас и наших детей.

- А к чему тогда так много военных фильмов?

- Рассказы о чужой войне необходимы для того, чтобы в людях воспитывать мужество, пробуждать совесть. Как? Никогда не воевавший Михалков снял откровенно плохой фильм о войне. Но говорить с ним об этом невозможно - не слышит. Хотя в одном Михалков прав: страна на картину прореагировала адекватно. Не поверила!

Мы не фронтовики и не имеем права снимать военные фильмы! Поразительное дело: раньше мы смотрели фильм Чухрая «Баллада о солдате» и видели героев. Сейчас в фильмах о войне видим не персонажей, а телеведущих, шоуменов. Не следим за сюжетом, а отслеживаем спецэффекты. Короче, живём в эпоху феодолизма, который использует открытия гениев. Остаётся надеяться, что хотя бы из чувства самосохранения не доведём ситуацию до крайности.

ДОСЬЕ: Саид-Грегори Багов родился в 1958 году в г. Грозном. Окончил ГИТИС. Работал в ведущих московских театрах, театре «Гешер» и Русской антрепризе Михаила Козакова (Тель-Авив). До 2011 г. - артист театра «Школа современной пьесы». Много снимается в кино.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах