Интервью с военным летчиком аэродрома в Адыгее

Фото: Надежды Кривко

Если подняться над Майкопом выше 5 тысяч метров, виден берег Черного моря. «Красота!» - говорят летчики. На юг посмотрел - Большой Кавказ, на север - равнина.

   
   

Завтра, 23 февраля 2012 года 761-й учебный авиационный полк, базирующийся в Майкопе, отметит свое 70-летие. За эти боевые годы здесь было все - победы, звания, награды. Была и реформенная разруха. «Пережили голод, переживем и изобилие» - отшучиваются истребители от вопроса о январском повышении денежного довольствия. Они работают не ради денег. Летают за идеей - к чести Отечества. О том, чему учат молодое поколение летчиков ВВС России в Майкопе, о тактике ближнего боя с проблемами и стратегии инопланетян рассказал «АиФ - Адыгея» прямо на военном аэродроме летчик-истребитель Сергей Павельев.

Взлетная полоса

Как говорит Сергей, и его самого, и младшего брата в авиацию привел отец - заслуженный летчик РФ. Старший Павельев закончил военную службу командиром 627 гвардейского летного полка в г. Тихорецке Краснодарского края. Сыновья вместе дело продолжили, вместе и служат в Майкопе. Династии летчиков сегодня - редкость. Есть мнение, что вообще в семьях военных пилотов чаще рождаются девочки, чем мальчики. Наверное, судьба хоть так выражает сочувствие их военному долгу.

- Отец брал нас с собой на аэродром, показывал не только романтику - самолеты, парашютные прыжки. Он не принуждал нас и не умалчивал о том, чем романтика может закончиться, - говорит Сергей.

Однажды, в 1989-ом, когда отец служил еще заместителем командира полка на летной базе в Армавире, он привез Сергея на место крушения самолета - во время учебно-тренировочного полета разбился курсант. Показал все, не щадя нервы 14-летнего сына, и спросил: «Ну, что, пойдешь дальше?». Сергей ответил - да. И никогда не пожалел об этом. Никаких сомнений в выборе профессии не испытывал и младший брат, закончив училище, успел полетать на «Миг-29», сейчас он уже командир авиационного звена этого полка.

Ближний бой

Многие летчики сегодня уверены: то, что происходит сейчас в авиации, ее убивает. Сокращается аэродромная сеть, радиолокационное поле. Хотя в наши дни каждый ребенок знает: ни один военный конфликт современности не обходится без крупномасштабного применения ВВС. Авиация уничтожала военные объекты в Ливии, как и в Южной Осетии, и любой другой точке мира. Однако в России происходит увеличение численности в ведомственных спецвойсках МЧС и МВД, зато сеть военных аэродромов в стране уменьшилась на треть. В этот печальный список попал и базовый военный аэродром под станицей Гиагинской в Адыгее.

- Рекламой замечательной российской авиатехники не поставишь щит интересам государства. Для учебно-тренировочной базы самолетов - маловато. Ресурсы у них выходят, а из ремонта машины практически не возвращаются - в течение четырех месяцев полк не может получить три самолета из ремонтной базы - нет запчастей. Эта проблема мне, как заместителю командира базы по летной подготовке, бьет словно ножом по сердцу. У нас почти полный штат летного состава, а летать мы даем не всем летчикам, - говорит Павельев.

   
   

«Размазывать налет», на языке летчиков, значит, поделить летное время каждому по часу. Так своей цели не достигнешь. Поэтому налет сегодня сконцентрирован на курсантах и выпускниках Армавирской «летки» 2011 года. Достигнуть цели - значит выполнить задачи, поставленные главкомом ВВС - 100 часов должны налетать за год «желторотики», а курсанты должны быть подготовлены к летным «госам» в лучшем виде. «На выходе» курсант должен в полном объеме постигнуть полеты днем в непростых метеоусловиях, сложный пилотаж, в том числе в наклонной плоскости, маневренный «воздушный бой».

- По выпуску из училища курсант должен быть квалифицированным летчиком. Налет у них будет около 200 часов. По своим профессиональным качествам он должен подходить к оценке летчика 3 класса - это ступень, с которой начинается военный летчик. Они - квалифицированные летчики для данного вида самолета. Но чтобы сесть за штурвал «Су-27», «Миг-29» или «Миг-31», им придется переучиваться, - говорит Сергей Павельев.

По словам летчиков, публичные заявления - в России завод произвел пять новых «Су-30» - просто смешны. Раньше самолеты производились сотнями, а теперь их считают поштучно. Да, летать российские ребята умеют, но вот «супостаты» вооружены лучше! Ошибается тот, кто в войне будущего отменил ближний бой со ссылкой на современный ракетный боекомплект. Чем угодно можно вооружить самолет, но боекомплект когда-нибудь кончается. В ближнем бою можно поразить цель даже пушкой.

Летный эпатаж

Военные летчики никогда не обделены вниманием, а уж женским - подавно. К «крыльям» на форменном кителе в обществе всегда относились с пиететом. Причем во всем мире! Теперь офицеры ВВС потерялись даже в толпе, даже в далеком от параметров мегаполиса Майкопе. Зеленая форма уравняла всех российских мужчин, носящих погоны. Вот когда у летчиков форма была синей, все было иначе.

- Я так гордился синей формой! Она до сих пор висит у меня в «ящике». В зеленой хожу, а синюю все равно храню. Я по-настоящему был горд, когда выпускался в ней из училища. Нас всех одели в зеленую форму, но опытные офицеры сохранили синюю, - улыбается Павельев.

В «ящике» - это в служебной комнате летчиков, где личные шкафы устроены почти так, как в детском саду, с той разницей, что на двери каждого - ФИО вместо «ракет» и «самолетиков». Неустроенность, даже не казарменная скромность, здесь чувствуется. Единственный атрибут современной «шикарной жизни» в командирской комнате - плазменный телевизор, наверняка, подаренный каким-нибудь «другом» части. Очень скромный быт у военных летчиков в Майкопе.

- Раньше бывало так, что и по пять месяцев не платили получку. Как я проводил на работе 16-18 часов, так и сейчас. Должность такая. Такой график и у командиров эскадрилий. Деньги? Хорошо, но не из-за них трудимся. За возможность летать, служить Отечеству. Что остается на семью? Поцеловать спящих детей дома, - говорит замком полка.

Во время полетов летчики прибывают на аэродром в 7 утра, а покидают его через 12,5 часов. Но и после этого руководители возвращаются в полк, и еще 3-4 часа заняты доподготовкой к полетам на завтра. На сон остается 8 часов, в котором нередко видятся такие же полеты. Бывают смены и покороче, но забот у каждого валом. Простой летчик - отец родной своим курсантам, они, как цыплята, под его «крылом», за что и прозваны в авиации «желторотиками». Фильм «В бой идут одни старики» у всех летчиков, как боевой атрибут - на особом положении. Даже портрет актера Леонида Быкова в летной форме времен Великой Отечественной на стене присутствует.

И «тарелки» летают

- Традиции летчиков действительно сохраняются еще с тех пор. Летчики народ очень суеверный. Как и техники, разве что не крестят сегодня «хвост» перед вылетом! - рассказывает Сергей.

Считается, даже если поговоришь о каком-нибудь серьезном случае перед полетом, обязательно в воздухе случится нештатная ситуация. Например, 18 февраля 2002-го поговорили Павельев с Одинцовым перед полетами, и у Одинцова произошел в полете отказ двигателя. Не растерялись - прилетели и сели, но ведь было!

- Перед полетами, когда ребята начинают всякие случаи вспоминать, я сразу отхожу в сторону, мне так спокойнее! У каждого, конечно, свое. Кто говорит, нельзя фотографироваться перед вылетом. Если вечером не успел побриться, утром я никогда в жизни этого не сделаю. Побрился как-то 22 мая, и пришлось потом руководить «катапультированием» командира! Как бы меня потом не предупреждали на службе, я лучше перетерплю замечания, - говорит летчик.

В мае 2006-го экипаж в составе заместителя командира части подполковника Виктора Журавкова и курсанта Сырового выполнял полет в зону на сложный пилотаж. При заходе на посадку у них отказал двигатель. На высоте 1500 метров они имели полное право катапультироваться, о чем и помнит Павельев, тогда руководивший полетом, до сих пор. Командир экипажа, оценив обстановку, принял решение и посадил самолет с выключенным двигателем. Позже Виктор Журавков получил за этот поступок орден Мужества из рук президента России, курсант Сыровой был награжден медалью Нестерова. С 2004 года боевые награды получили больше 10 летчиков полка.

Прибавка зарплаты? Хорошо, конечно, что за столько лет вспомнили о «повинности» перед военными. Денежное довольствие увеличилось практически вдвое, намного легче стало и с квартирным вопросом. Молодым летчикам вообще повезло - только пришел в часть, сразу можешь взять ипотеку, купить квартиру, но будешь обязан отработать ее службой. Ее даже не нужно будет сдавать в часть при переводе куда-нибудь на Дальний Восток, там дадутслужебную, а в собственной есть вариант доживать на пенсии. Если, конечно, до нее долетишь, шутят летчики.

ДОСЬЕ: досье Сергей Павельев - родился в 1975 году в Воронеже. В 1996-ом с отличием окончил Армавирское высшее военное авиационное училище летчиков. Прошел все должности от летчика-инструктора до заместителя командира базы по летной подготовке. Стаж - более 2,5 тыс. часов летной практики.

Смотрите также: