В Адыгее уничтожаются деревья и пересыхают родники

Бытовые отходы на берегах озёр и в заповедных зонах, отступающие ледники, вырубленные леса, эрозия почв плато Лагонаки и высыхающие родники – в течение нескольких лет туристы и экологи Адыгеи бьют тревогу.

   
   

Усохни...

Когда–то карьерное озеро на выезде из Каменномостского местные жители назвали Красным за специфический розоватый отблеск от скалы, который иногда возникал на поверхности воды. А вода в озере была чистая и очень холодная. Глубиной больше 20 м, длиной – 150 м, озеро всегда притягивало туристов прозрачной водой и считалось одной из уникальных достопримечательностей Майкопского района. Но в этом году вода ушла под землю. А в прошлом – ушла под землю вода пресноводного озера Псенодах. Та же ситуация со знаменитым родником у Казачьего камня – при сильнейших дождях, которые сейчас обрушились на республику, он становится всё меньше.

– Если говорить об экологии на Северном Кавказе, так её просто нет. Недавно мы завершили работы по учёту благородного оленя в Кавказском биосферном заповеднике. На пути нам встретились по меньшей мере два пересохших родника. Причина ясна – вмешательство человека. И это происходит в заповедной, не доступной для простых туристов зоне. Мы прошли вдоль хребтов Псеашхо и Аишхо. Все ручьи в этом районе направили на олимпийскую стройку и в гостиницы Сочи. Теперь буковые и пихтовые леса погибают без влаги, – рассказал мастер спорта по горному и спортивному туризму Максим БОГАТЫРЁВ.

К экологическим бедам ведёт эрозия почв на плато Лагонаки. Это территория заповедника, где запрещена любая хозяйственная деятельность. Но зимой по заповедной территории ездят снегоходы, круглый год – внедорожники. Как говорят специалисты биосферного заповедника, для изучения антропогенного воздействия на ландшафт. Только вот после таких заездов альпийской растительности, которая растёт на высоте на высоте 1800–200 м и по которой ездят иномарки, понадобится на восстановление 20–30 лет.

Топором по наследию

По словам депутата Госсовета–Хасэ, заслуженного работника туризма Адыгеи Ивана БОРМОТОВА, в Адыгее идёт беспрецедентная вырубка леса. На хребте между горой Батарейной и Пятигорскими полянами, в сафари–парке на 10 км трассы Лагонаки, идёт не санитарная или добровольно–выборочная, а промышленная вырубка леса. Правда, уничтожаются здоровые деревья, а не гнилые.

– У нас не тайга, а защитные леса, где запрещены сплошные вырубки. Многие путают санитарные и добровольно–выборные рубки с промышленными. Лес – возобновляемый ресурс, и его нужно просеивать. Когда деревья подходят к возрасту спелости, их надо вовремя спилить. Чтобы дать простор «молодняку».

   
   

Это только кажется, что остаётся гнилой лес. Он просто моложе и ему нужно время для роста, – пояснил заместитель начальник Управления лесами Адыгеи Александр СВЕРЕДЮК.

Тогда кто ответит за вырубленные в 2008 году участки девственных лесов на территории памятников природы – верховьях рек Пшеха и Пшехашха, в верховьях реки Цице – наследии ЮНЕСКО, а также в охранной зоне Кавказского заповедника? В прошлом году опять зафиксированы вырубки леса в Цицинском лесничестве – тоже территории Всемирного наследия ЮНЕСКО. В этом году по фактам незаконной вырубки леса в Адыгее было возбуждено 6 уголовных дел. А к возмещению ущерба присуждено всего 319 тыс. руб. – капля в море.

– Давно пора в законодательном порядке запретить вырубку дуба и бука, дикой яблони, груши и каштана, ужесточить штрафы за нарушение закона. Кроме того, надо срочно наладить систему утилизации отходов – огромные территории горной Адыгеи завалены мусором. Это уже не горная страна, а горная свалка, – подчеркнул Иван Бормотов.

А пока рубка продолжается.

Смотрите также: