«Сейчас возвращаются к теме патриотизма, который уничтожили в 90-е. Но любить свою страну могут те, кто видит заботу страны о каждом конкретном гражданине. Бесполезно людей, которым повышают цены на продукты и лекарства, тарифы на воду и газ, призывать любить родину. Они на грани выживания», - считает почётный архитектор России.
Диктатура застройки
Карина Кадиева, «АиФ-Адыгея»: - В Адыгее прошли Дни архитектуры. Что они дали республике?
Нафисет Кушу: - Мы провели эти дни совместно с Союзом архитекторов Кубани. В этом году дипломированные архитекторы Краснодарского края решили организовать передвижную выставку лучших своих проектов. Нельзя вариться творческому человеку в собственном соку. Настолько все увлеклись зарабатыванием денег, некогда даже поделиться идеями, творческими планами, мечтами. Поэтому мы пригласили кубанских архитекторов к себе. Адыгея выставила проекты кубанских и своих архитекторов. А ещё участниками выставки проектов стали двое детей. Это главное, потому что будущее - за детьми. Их сегодня надо воспитывать неравнодушными.
Наиболее интересными архитекторы сочли социальный проект застройки Северо-Западного района Майкопа, где строят жильё для сирот, знаменитый ювелир Ася Еутых сейчас строит в горпарке целый комплекс: мастерскую и магазин ювелирных изделий - тоже большое дело для республики.
- Перед чем сегодня, во времена больших возможностей, бессильны архитекторы?
- Перед знахарством и беспределом, который диктуют деньги и бизнес. Архитектурную власть надо очень крепко держать в руках. Сегодня архитекторы городов стали бесправными. Сами виноваты. У нас много зданий построено потому, что частник купил участок и делает на нём всё, что захочет. Так нельзя. К тому же частнику нужно обратиться с готовым проектом, к примеру, девятиэтажного здания. Не хочет или деньги есть только на
двухэтажное здание? Пусть ищет бизнес-партнёра или продаёт участок. До того времени разрешение на застройку не выдавать. Нужны жёсткие меры. Беспредел в архитектуре - отражение беспредела в стране.
Нет зелёной зоне
- Что сегодня в архитектурном плане теряет Майкоп?
- Майкоп потерял эспланаду - незастроенное пространство между Домом Союзов и гостиницей на площади Дружбы. Это широкая улица с аллеями посередине. Эспланада Майкопу необходима. Но его застраивают девятиэтажками.
Каким мы знаем и помним соседний Белореченск? Небольшой город, застроенный двух-трёхэтажными домами - по сути, станица. Недавно вместе с передвижной выставкой кубанских и адыгейских архитекторов я побывала в Белореченске. Это не станица, целый город с несколькими эспланадами. Один сквер занимает там столько же гектаров, сколько горпарк Майкопа. Наши говорят: зачем столько зелени? Зелени много не бывает. Белореченские власти в этом вопросе поддержали архитекторов - город застраивается не только интенсивно, но и красиво. Скверы и парки придают ему почти европейский уровень. Хотя Белореченск - это райцентр.
- Как же быть Майкопу? Всё-таки столица.
- Майкопу нужен план застройки, затем важно чётко ему следовать. У нас сначала строят здание, а потом начинают к нему привязывать объекты. Это ограничивает творческий замысел архитектора-планировщика. Не может быть хорошей архитектуры от частного к общему. Архитектура - это процесс от общего к частному. Поэтому все известные архитекторы создавали целые ансамбли. У нас есть проекты, разработанные ещё в советские времена. Где они сегодня?
Ностальгия по гармонии
- Какие ощущения испытываете при взгляде на новостройки Майкопа?
- Ощущение напряжённости, и не только у меня. Если здание вызывает у людей такие чувства, значит оно стоит не на том месте, оно не того масштаба. Архитектура - это пространство, которое дарит человеку лёгкость и гармонию. В Майкопе таких мест становится всё меньше. Это отметили и кубанские архитекторы, которые проехали по городу. Но при этом они оценили наши скверы и парк, чистоту города.
- Сегодня не слышно ни одного известного имени в мире архитектуры. Почему?
- Архитекторы городов становятся удобными, стоят перед бизнесом по стойке смирно.
Архитекторы как профессионалы должны быть диктаторами. Но сегодня не они диктуют моду и стиль, не они определяют облик города, а те, у кого есть деньги, землевладельцы. В 90-е годы у меня было два случая, когда я отказывалась подписать разрешение на застройку, вплоть до ухода с поста главного архитектора. Дважды победила.
Почему многие с ностальгией вспоминают сталинские времена? Люди не о сталинизме мечтают, а о порядке и ответственности. Если сегодня у России жёсткая внешняя политика, то внутренняя оставляет желать лучшего. Всё это тесно связано и с архитектурой, точнее с её независимостью от тех, кто диктует условия.
Смотрите также:
- Мартирос Асланян о молодежи, бизнесе и времени →
- ...Как бороться с депрессией? →
- «Важно - помогать людям» →