«Во времена перемен стране нужны люди творческие, с нестандартным мышлением. Где их найти? Вырастить. Из школьников, студентов. Жаль, что система ЕГЭ с её готовыми ответами не поощряет развитие общительности, гибкости и креативности», - считает руководитель ресурсного учебно-делового центра «Школа социального предпринимательства» МГТУ.
За кадрами
Карина Кадиева, АиФ_Адыгея: - Недавно бизнесмены, студенты и соискатели работы участвовали в бизнес-игре «Кадры решают всё!». Но так ли много от кадров зависит в реальности?
Светлана Новикова: - Формат игры, когда 12 работодателей и 12 соискателей совместно находили интересные, яркие решения ситуации из бизнес-жизни, позволил работодателям увидеть способности соискателей, а соискателям - присмотреться к возможностям предлагаемой работы и своим будущим руководителям. В одном из заданий игры я предложила участникам ответить на вопрос: «Что, кроме денег, мотивирует вас к труду?». Оказалось, что всех, помимо заработка, мотивируют коллеги, интерес к выполняемым задачам и даже страх остаться без работы. Для многих важен смысл их деятельности. Исследования показывают, что денежное вознаграждение не является мотиватором надолго.
Мы живём в удивительное время. Это время креативных, творческих людей, время нестандартных решений. Работая со студенческими социальными и бизнес-проектами, удивляюсь изобретательности ребят. Очень хочется, чтобы их нестандартное мышление пригодилось работодателям. Кадры решают всё и сегодня - от них во многом зависит успех и прибыль компании, её конкурентоспособность на рынке.
- В советское время стране нужен был строитель коммунизма. Кто нужен обществу сейчас? И какой вклад в подготовку такого специалиста может внести школа?
- Повторюсь: при сильной конкуренции на рынке, в бизнесе сегодня успешны нестандартно мыслящие люди. Поэтому перед педагогами школ, а это во многом люди среднего и старшего возраста, которые как раз выросли в эпоху строительства коммунизма, стоит непростая задача - измениться в соответствии с изменившимися реалиями. Их ученики родились и живут в другое время.
Это время без чёткой идеологии, национальной идеи. Эти дети быстрее осваивают современные технологии, которые могут вызывать чувство беспомощности у взрослых. В какой-то степени старшее поколение потеряло авторитет. Выход есть - учиться, развивать гибкость в общении, осваивать новые технологии.
Две эпохи
- Но разве не школа виновата в снижении грамотности учеников?
- Я бы не стала судить учителей. Предпочитаю находить примеры красивого решения задач, когда при возросшей нагрузке учителя находят возможности учиться, развиваться и вкладывать душу в своё непростое дело. Поэтому с особой теплотой отношусь к учителям-кураторам, которые вместе с учениками представляют на республиканский конкурс школьных проектов «Воплоти свою мечту!» результаты своей работы в социальной и предпринимательской сфере.
Эти молодёжные проекты не имеют ничего общего с проектами по школьным предметам, они создаются детьми для людей, которым нужна помощь. Выполняя их, ребята лучше адаптируются к взрослой жизни. К примеру, школьники из аула Ходзь вышивают золотом национальный орнамент на клатчах, талисманах, записных книжках, футлярах для очков и зарабатывают деньги. Ребята из майкопского лицея № 34 для помощи детям-инвалидам выпустят на деньги рекламодателей справочник с адресами и часами работы фитнес-центров, спортзалов, бассейнов, ДК, танцевальных студий.
Пора «возможников»
- Но ведь бизнес вошёл и в культуру?
- В этом году к 120-летию Евгения Шварца в Майкопе стартовала игра «Приключения в городе М». Проект придумали первокурсница МГТУ Татьяна Литвиненко и главный библиотекарь вуза Ирина Константинова. Речь идёт о маршруте, который за максимально короткое время должны пройти участники. Маршрут основан на записях в дневниках писателя, где он описывает улицы и здания Майкопа начала XX века. Чтобы победить, надо знать историю города, его архитектуру.
Такие проекты помогают воспитать человека, который в окружающей среде видит возможности роста, смело готов преодолевать угрозы. Вообще, время, в которое мы сейчас живём, называют временем затяжного кризиса. Я предпочитаю его называть временем деятельных людей, людей - «возможников».
- Не получится, что гибкость в принятии решений воспитает в человеке беспринципность?
На различных встречах молодые предприниматели Адыгеи рассказывали студентам свои истории успеха в бизнесе. Рядом с гибкостью мышления всегда высокий уровень ответственности, умение работать с людьми.
Смотрите также:
- Недооцененный труд. Учитель года Адыгеи о первом уроке и искре познания →
- Наталья Ткаченко: «Не от всего, что есть на Западе, надо отказываться» →
- Если работа не нравится - надо увольняться? ЗА и ПРОТИВ →