«После войны у нас практически не было беспризорных детей. Даже если в семье кроме котелка картошки нечего было есть, чужих детей не было. Котелка хватало на всех. Жили трудно, но хватало души пожалеть и обогреть. Сейчас на столах не только картошка. Но много брошенных детей и переполненных детдомов, - говорит директор майкопской средней школы №13.
Бесполезный труд?
Карина Кадиева, АиФ-Адыгея: - Сейчас обсуждается стратегия воспитания. Так кто в ответе: семья или школа?
Наталья Ткаченко: - Наше общество сделало огромную ошибку, когда изменило закон перестроечной эпохи об образовании.
Там было чётко прописано, что школа должна заниматься только образованием, а воспитание - это дело семейное. Сейчас мы вернулись к тому, что приоритет в воспитании возложен на родителей. Может, это и правильно, но российский учитель не может отстраниться от воспитания.
По закону и стандарту учитель воспитывает ребёнка в рамках своего предмета, учебного плана. Однако и в новом законе есть перегибы, касаются они трудового воспитания.
- Разве не труд воспитывает человека?
- По новому закону привлекать несовершеннолетних к общественным работам нельзя. Чтобы привлечь ученика к труду, школа должна собрать огромный пакет документов, куда входит разрешение родителей, согласие ребёнка, медицинская справка и обязательная оплата труда. Может, это и правильно. Но как в таком случае мы можем говорить о милосердии? Методом оплаты труда альтруиста не воспитаешь.
Собираясь летом подзаработать, школьник уже прикидывает: ему выгоднее по деньгам школьную мебель переносить или же лучше вне школы искать подработку. Это неправильно. В стратегию воспитания нужно включить общественно-полезный труд. На это обратили внимание неравнодушные к проблеме воспитания педагоги Адыгеи. Больше 50 предложений отделения ОНФ республики вошли в окончательный вариант стратегии воспитания России.
Я вспоминаю, с каким удовольствием мы в школьные годы собирали металлолом и макулатуру, участвовали в субботниках, были тимуровцами. Сегодня вскопанную грядку у ветерана прокуратура может оценить как использование детского труда.
- Как же учить детей милосердию?
- Мы действуем на грани, когда просим ребят помочь школе. Общественно-полезный труд переводим в разряд акций, в которых ребята, между прочим, с удовольствием участвуют. К примеру, у нашей школы был заброшенный участок земли. Вместе с детьми мы соорудили там дендропарк: привезли камни с гор, устроили клумбы с цветами, кустарники, высадили несколько кустов сортовых роз, ирисы. Ежегодно в дендропарке школьники проводят исследовательские работы, сюда из соседних домов приходят мамочки с детьми. Получилась зона отдыха. Разве плохо? За столовой пять лет назад мы разбили школьный сад. К Дню Победы там проходит акция: родители и дети от каждого класса вместе с ветеранами высаживают именное деревце. Сегодня в нашем саду 40 плодовых деревьев: яблони, сливы, вишни. Когда деревья зацветают, в школе целый праздник. А плоды доступны всем.
Французский опыт
- Вы не сторонница западного воспитания?
- Не от всего, что есть на Западе, надо отказываться. Я считаю, что общество тоже нуждается в воспитании. И главный его постулат - чужих детей не бывает. У нас большой процент неблагополучных семей. Ребёнок из такой семьи не должен становиться изгоем в обществе. Если ребёнка в семье воспитывают не тем примером, это должно стать проблемой общества. Во Франции, например, мне понравилась разработанная там система социальной поддержки. Во-первых, там вообще нет понятия «детский дом».
Если девушка забеременела и не желает оставлять ребёнка, а в семье из-за этого конфликты, с будущей мамой плотно работают психологи и врачи. Ей подыскивают семью, где она живёт, и где её опекают на протяжении 9 месяцев беременности, а после родов ещё полгода. Семьям за эту услугу платит правительство, а потом молодая мать получает высокие социальные выплаты на ребёнка - она растит гражданина Франции, в котором заинтересовано государство. Почему бы нам систему соцподдержки не взять на вооружение?
- Ваше отношение к нашим образовательным стандартам?
- Мне они нравятся. Если всё, что там прописано, выполнить, - это такая свобода творчества для детей! 10 часов в неделю ребёнок занимается внеурочной деятельностью - выбор за детьми и родителями. Это проектная деятельность, исследования. В нашей школе по пяти направлениям формируется внеурочная работа: те, кто выбрал курсы аквариумистики, «ребятам о зверятах», ходят в центр допобразования, кормят кроликов, кабанчика, изучают мир животных. Учителя занимаются с ребятами занимательной физикой, программированием.
Жаль, что реализовать стандарты в полной мере мы не можем. Российские школы изначально были поставлены в неравные условия. Если площади школ Ростова позволяют иметь свой бассейн, звукозаписывающую студию, театральную, то у нас укрепить материально-техническую базу - это построить туалеты, починить крышу, провести отопление. В основном мы латаем дыры.
Но сотрудничество с творческими центрами предоставляет детям массу новых знаний и навыков. Дети готовы учиться, им нужны те, кто готов их учить.