Деньги на ветер? Ремонт соцобъектов не сделал Майкоп «доступной средой»

Фото Карины Кадиевой / АиФ

Узкие дверные проёмы, отсутствие специальных пиктограмм, тактильных плиток и нормальных пандусов - эти и многие другие нарушения выявили активисты общественного движения Адыгеи во время мониторинга доступной среды в социально важных учреждениях республики.  

   
   

Среда, на которую ежегодно выделяются миллионы федеральных и республиканских средств, в результате оказалась не такой уж доступной.

От цифры - к факту

Майкопский политехнический техникум в ст. Ханской, санаторий «Звёздный», здание паспортного стола, «Школа для детей с ограниченными возможностями здоровья» VIII вида, «Майкопская городская поликлиника № 2», санаторий «Росинка», майкопские средние школы № 6 и № 15, травматологическая поликлиника для взрослых, физиотерапевтическое отделение республиканского центра медицинской реабилитации - такова география только одного этапа мониторинга доступной среды.  

Как следует из официальной отчётности, в социально значимых зданиях в целях доступности проводилась реконструкция: здания оснащались подъёмными устройствами, пандусами, поручнями, обустраивались стоянки для транспорта инвалидов. Однако, как показали результаты общественных рейдов,  не всегда после реконструкции социальные объекты становятся доступными для людей с ограниченными возможностями здоровья. 

Как пояснил министр труда и соцразвития Адыгеи Альберт Османов, не всегда подрядные организации до конца выполняют составленные технические задания, которые включают доступность отремонтированных зданий для всех категорий инвалидов.  

«Полностью доступным здание считается только тогда, когда оно доступно для всех категорий инвалидов. Но на сегодня большая часть зданий республики только частично адаптированы под их нужды. Сейчас мы разрабатываем план мероприятий по повышению показателей доступности объектов и услуг для людей с ограниченными возможностями здоровья», - говорит А. Османов.  

Как показала практика, сами строители не знают нормативов укладки тактильной плитки. 

Арина Ефимова, зампредседателя республиканской организации Всероссийского общества инвалидов:
«Непонятен сам принцип расходования немалых денег, выделяемых из федерального и республиканского бюджетов. Если подрядчик не знает, как строить доступную среду, почему никто не обращается к нам - людям, которые знают, что именно и как надо отремонтировать? Как только заходит разговор о доступности социально значимых объектов, сразу говорят о переделках уже существующего капремонта. Почему бы ещё до его начала, не обратить внимание на то, что как нужно сделать, чтобы здание стало доступным? В реализации гос-программы «Доступная среда» участвует восемь министерств РА. В отчёте подведомственных Минздраву РА учреждений сказано, что в реализации доступности медучреждений эксперты и активисты нашей рабочей группы «Социальная справедливость» принимали активное участие. Однако хочу заявить, что ни одним из министерств мы не были приглашены ни на одно мероприятие по реализации программы «Доступная среда». Возможно, работа проводилась, но без нас».
   
   

«Мы обошли пешеходные переходы в центре Майкопа - все оборудованы по-разному. Скорее всего, придётся их переделывать по единому стандарту, особенно подходы к социально значимым объектам. Если говорить о нарушениях в обеспечении доступной среды в учебных учреждениях, наряду с подрядчиками, ответственность несут директора. Был бы контроль за рабочими, высота пандусов и порогов, ширина дверных проёмов и душевых кабин была бы сделана по нормативам. Это тоже придётся переделывать», - рассказал министр

Штурм на входе

По мнению общественников, эксперты из числа инвалидов могли бы помочь рекомендациями ещё в период ремонта, ведь переделки немалых денег стоят. Возникает вопрос: почему, несмотря на явные нарушения, ремонт был принят? 

Майкопский политехнический техникум вошёл в программу «Доступная среда» в прошлом году. На выделенные 2 млн руб. в техникуме, как следует из отчёта, был проведён капремонт дворового туалета, установлены пандусы и поручни, произведён ремонт и облицовка плиткой крыльца, капитально отремонтирован  учебный класс для детей-инвалидов в корпусе № 2 и т.д. По факту: угол наклона пандуса и поручней не соответствует технормам, на облицованное плиткой крыльцо в дождь и мороз не подняться - скользящая поверхность превращается в каток.

«Дешёвая плитка обрушилась через несколько месяцев после ремонта. В санитарной комнате для детей-инвалидов отсутствуют поручни, душевая совершенно непригодна для эксплуатации - высокий порог, маленькая площадь кабины. В здании полностью отсутствуют ориентиры для людей с нарушениями зрения и слуха», - рассказывает один из участников мониторинга Дмитрий Малина.

Ещё одно социально значимое здание - «Майкопская городская поликлиника № 2» - стало участником госпрограммы «Доступная среда» в 2014-2015 гг., израсходовав более 560 тыс. руб. Участники мониторинга отметили, что к оборудованию пандуса, поручням, облицовочной плитке на крыльце, обустройству входов и путям передвижения внутри здания претензий нет. Но обустройство санитарно-гигиенических помещений, пути передвижения к ним и парковка оставляют желать лучшего.

В списках не значатся

Детский санаторий «Росинка», принадлежащий Минздраву Адыгеи, - единственное учреждение Майкопа и Майкопского района, где восстанавливаются дети с заболеваниями верхних дыхательных путей. Санаторий не попал в программу «Доступная среда», и сегодня дети-инвалиды не смогут пройти курс лечения в «Росинке». Санаторий совершенно не приспособлен к нуждам людей с ограниченными возможностями здоровья. 

По какому принципу идёт отбор зданий в приоритетный список? Почему нет преобразований в «Школе для детей с ограниченными возможностями здоровья» VIII вида, хотя, по данным Минобрнауки России, она включена в федеральный реестр программы «Доступная среда» на 2011-2020 гг.? 

Школа существует много лет, имеет швейный цех, столярную мастерскую. Однако ни о какой доступной среде здесь не может идти и речи.

Полностью недоступным для инвалидов оказались паспортный стол и  травматологическая поликлиника. Здания, представляющие историческую ценность, не отвечают стандартам и требованиям сегодняшнего дня. 

Наталья Широкова, вице-премьер Адыгеи:
«Мы приступили к реализации госпрограммы «Доступная среда» ещё в 2013 году, когда не были определены источники финансирования. Мы при каждом органе власти, местного самоуправления организовали координационные советы, чтобы вести последовательную работу по формированию доступной среды. Вместе с общественными организациями мы проинспектировали много объектов, составили на них паспорта и определили более 200 приоритетных объектов, где должна быть полностью доступная среда. В 2014 и 2015 годах на сумму 113 млн рублей нам удалось привести в соответствие с требованиями доступности 83 объекта. Мы много делаем в этом направлении, но сказать, что сделано всё, было бы неверно. Сейчас параллельно с улучшением материально-технической базы мы ведём серьёзную работу по совершенствованию законодательства, касающегося вопросов, связанных с проблемами получения услуг людьми с ограниченными возможностями здоровья. Власть готова к диалогу. При составлении проектов реконструкции социально значимых объектов мы учтём высказанные замечания и будем более тесно сотрудничать с представителями общественных организаций по реализации программы «Доступная среда». Согласна с тем, что для населения, в том числе подрядчиков и руководителей учреждений, была бы не лишней методическая рекомендация, где простым языком объяснялись бы нормы строительства доступных зданий. Сейчас разрабатывается план мероприятий по повышению показателей доступности объектов и услуг для инвалидов, в том числе и зданий, принадлежащих частным предпринимателям и организациям».

Смотрите также: