О войне не по книжкам. Историк рассказала, почему так ценны семейные хроники

«Я убеждена: пока ты не узнаешь, как жила твоя семья, твои предки, где и чем они жили, что делали, ты не осознаешь себя частью своей родины», - считает замдекана исторического факультета Адыгейского госуниверситета Наталья Мудрова.

   
   

Замысловатые сюжеты

- Под вашим руководством, при участии студентов истфака АГУ и учащихся лицея № 8 вышло многотомное издание «История, рассказанная народом». Чем вас заинтересовал этот проект?

- Интерес начался давно. В 2015 году из Фонда патриотического воспитания молодёжи имени генерала Г. Трошева к нам на факультет пришло приглашение к участию во Всероссийском молодёжном конкурсе исследовательских работ «Военная история страны на основе семейных фотоархивов». Горячее желание участвовать в конкурсе выразила моя студентка Маргарита Скрынникова, дед которой был одним из 28 панфиловцев - в составе легендарной дивизии он сражался с танковыми частями войск вермахта на подступах к Москве. Маргарита рассказала, что её дедушка никогда не видел своего отца: на момент, когда отец ушел на фронт, дедушке было всего два года.

Мы отправили этот материал в Фонд Трошева, а на следующий год пришло благодарственное письмо и сборник стихов о вой­не. Но самое важное - в сентябре 2022 года Маргарита получила экземпляр книги «История, рассказанная народом», на страницах которой был помещён материал о её прадеде.

Фото из архива Натальи Мудровой

Меня радует, что в некоторых семьях сохраняют память о военном прошлом: личные вещи, письма и, конечно, фронтовые истории. Ведь чем дальше от нас этот непростой период истории, тем острее необходимость воспоминаний не только ветеранов и тружеников тыла, но и детей войны. Например, в семье Ивана Иосифовича Черненко, награждённого орденом Красной Звезды, медалями за взятие Вены, Будапешта, «За победу над Германией», хранится именной пистолет, информации о котором нет на поисковых сайтах.

Всё в нашей жизни неслучайно, и моё участие в исследовательском проекте «История, рассказанная народом» тоже. Ещё будучи десятиклассницей, я участвовала в подобном региональном проекте с рассказом об отце моей учительницы биологии - узнике Освенцима.

А потом, уже как историк, я оценила важность семейных архивов. Работая в колледже со студентами, развивала тему семейных историй о войне. Одна моя ученица принесла видеозапись с интервью своего деда о войне, которое записали и сохранили родные. Другая студентка принесла оцифрованный дедовский фронтовой альбом с вырезанными фотографиями, рисунками, кратким описанием происходящего.

   
   

Для меня все эти совместные проекты очень ценны: тебя будто приглашают в семью, приобщают к самому дорогому, что есть, - истории рода.

Выхватить из забвения

- По-вашему, чем народная история отличается от официальной?

- В официальной больше структуры, конкретики, важны цифры, даты, число людей и техники, а народная история соткана из судеб конкретных людей. Вой­на изменила их жизнь, а они изменили историю.

Истории, с которыми знакомишься, получая материалы от ребят, не могут оставить тебя безучастным. Нельзя удержаться от эмоций, читая о том, с чем сталкивались и через что проходили люди.

- Почему в проекте «История, рассказанная народом» участвовало всего 12 человек? И многие ли молодые люди сегодня интересуются, знают историю своей семьи?

- Сегодня большинство людей могут вспомнить максимум имена прабабушек и прадедушек. Редко кто знает более дальних родственников. Раньше как-то не было принято интересоваться прошлым рода. Из жизни уходили люди, пережившие то, чего явно не желали бы своим родным. Они не любили говорить о вой­не, а родные не настаивали на мемуарах. В ходе переездов терялись альбомы, личные вещи. Так история многих семей оказалась в забвении, а теперь её восстанавливать некому.

Но бывают и счастливые исключения. Мой студент Игорь Шконда принёс мне историю казацко-мещанской семьи Толмачёвых, предупредив, что начинается она не с событий Великой Отечественной войны. Семья ведёт свою родословную с XVIII века. Её удалось сохранить вплоть до сегодняшнего дня.

Почти былинные герои

- Какой смысл современная молодёжь вкладывает в понятие «Великая Отечественная война»? Ведь для них прадеды, которые прошли эту войну, - почти былинные герои.

- Мы часто говорим, что детские сады и школы должны заниматься патриотическим воспитанием. Но я считаю, что всё начинается с семьи. А сейчас в семьях не то что не делятся воспоминаниями, не разговаривают друг с другом! Общаясь со студентами, я вижу, они небезучастны, им интересно узнать о своём роде хоть какую-то информацию. Заворожённо слушая истории своих сверстников, они осознают, что не обладают пусть незначительной, но значимой для них информацией о своей семье. А ведь почти в каждой семье есть старые фотографии, и родители наверняка знают, кто на них изображён. Так сядьте вместе и посмотрите семейный альбом! Ведь это не просто набор фотографий, это кладезь воспоминаний, история семьи, запечатлённая во времени. Он словно мостик, связывающий поколения, позволяет окунуться в прошлое и ощутить связь с предками.

История семьи - это не просто хроника событий, это часть одной большой картины, собранной из тысячи пазлов каждой семьи нашей необъятной Родины.

И мне было очень приятно, когда на презентацию многотомника «История, рассказанная народом» пришли не школьники, а их родители. Я думаю, ни с чем не сравнимые эмоции испытывали все, кто получил книги со своими семейными историями.

Как заинтересовать учащихся?

- На ваш взгляд, что школьные уроки истории упускают в преподавании темы «Великая Отечественная война»?

- Школьные преподаватели ограничены в часах, которые им отводят на освещение материала о Великой Отечественной войне. Учитель вынужден определённые темы, не затрагивающие события 1941-1945 годов, давать ученикам на самоизучение, чтобы больше внимания уделить раскрытию сложной темы войны. Кроме значимых событий, учащимся необходимо рассказать о военных операциях и многом другом. А как заинтересовать каждого в переполненном классе, где учеников от 30 и более? Конечно, интерес к урокам истории зависит и от преподавателя. Многие в ходе уроков привлекают документальные фильмы, организовывают походы на тематические выставки в музей, создают музеи при школе. За этим стоит колоссальный труд и самоотдача.

Но я часто сталкиваюсь с тем, что школьники путают Великую Отечественную войну с Отечественной войной 1812 года, не знают ни одного маршала Великой Отечественной: ни Константина Рокоссовского, ни Ивана Конева, ни Василия Чуйкова, который, кстати, послужил прототипом для скульптуры «Стоять насмерть!», установленной на Мамаевом кургане, не знают даже маршала Победы Георгия Жукова. Большинство детей не ориентируются по карте, путают названия фашистских и советских военных операций, хотя сдают ЕГЭ и ГИА.

Часто у детей нет навыков анализа изучаемого материала, они не понимают значимости прочитанного. Так что на I курсе нам приходится многие темы объяснять заново.

Но радует то, что в школах есть исследовательские проекты, посвящённые семейной генеалогии, причастности семьи к событиям Великой Отечественной войны, их выбирают многие ребята, а значит всё не зря.

Досье:
Наталья Мудрова родилась в ст. Новопокровской Краснодарского края. В 2009 г. окончила истфак АГУ, в 2015 г. - аспирантуру. Работала преподавателем в среднеспециальных учебных заведениях. С 2020 г. - замдекана исторического факультета АГУ. Кандидат исторических наук.