«Пьесу «Обыкновенное чудо» Шварц посвятил жене, это его нежное признание в любви. Зритель чувствует это сразу. А потому герои этой сказки, постоянно переходящей от комедии к трагедии, памятны и любимы», - уверен музыкальный руководитель и главный дирижёр Камерного музыкального театра РА им. А. А. Ханаху Андрей Семёнов.
Необычная история
- Сейчас с артистами Камерного музыкального театра вы ставите мюзикл Геннадия Гладкова и Юлия Кима «Обыкновенное чудо». Что подвигло вас в XXI веке обратиться к сказке 1954 года?
- Великие произведения не имеют временных сроков. А пьеса Евгения Шварца «Обыкновенное чудо» - одна из самых великих на земле. Шварц вообще был совершенно непохожим ни на кого драматургом. Многие его пьесы до конца не разгаданы, и «Обыкновенное чудо» в том числе. Поначалу эту странную пьесу действительно пытались считать сказкой. Её ставил Эраст Гарин в Театре киноактёра, затем Николай Акимов, давний друг Шварца, в питерском Театре комедии, где её играли как детский утренник. Это было нелепо, потому что вещь совершенно не детская. Просто она написана необычным языком. Для того времени необычным, так как существовала генеральная линия советской драматургии, где герои действовали сами, не полагаясь на Бога, любовь, волшебство. Для нашего времени язык этой пьесы тоже необычен, - ну, какие сказки при нередко циничном взгляде современников на жизнь!
Но пьесу много ставили, были сняты два фильма - сначала Эрастом Гариным, потом Марком Захаровым. Но, по-моему, до конца эту пьесу так и не разгадали. В ней Шварц осторожно, робко нащупывая какой-то свой путь, пытался поговорить со своей женой Екатериной Ивановной, которой был предан бесконечно, о любви. Поэтому и появилась такая необычная история, не только о медведях, принцессах и королях, но и о том, что происходит в душе человека.
Мы ставим не пьесу Шварца, мы ставим мюзикл Геннадия Гладкова, который частично включил в него свои песни из фильма Марка Захарова и вместе с соавтором Юлием Кимом дописал новые. Это немного другое произведение, где ведущую роль играет музыка. Это очень трудная работа. Но мы репетируем каждый день и надеемся, что спектакль понравится майкопчанам.
Неслучайности биографии
- В чём секрет долголетия пьес Шварца? Почему мы до сих пор цитируем его королей, волшебников, принцесс, министров?
- Он выдающийся драматург, который чувствовал человеческую душу. В эстрадной культуре есть понятие «гэг», когда смешную фразу, анекдот подхватывают, повторяют. Но гэг обычно живёт не больше дня. А в подлинной литературе, настоящем кино возникают уникальные мысли. Обличённые авторами в короткую форму, они живут веками.
- Ваша жизнь тесно связана со всеми создателями «Обыкновенного чуда»: в дом вашего прапрадеда Василия Соловьёва в Майкопе часто приходил юный Женя Шварц, вы ученик композитора Геннадия Гладкова. Это случайность?
- Добавлю, я был и остаюсь соавтором Юлия Кима. В Майкопе дома Шварцев и Соловьёвых находятся рядом. В дневниках Шварц писал, что практически вырос в доме моего прапрадеда, он дружил с моими прабабушками, общение продолжалось и после его отъезда из Майкопа.
А Геннадий Гладков - один из самых дорогих мне людей, мой учитель, с которым я был знаком с незапамятных времён. В детстве меня восхищала его музыка, потом я написал ему письмо, присылал свои произведения, затем стал его учеником. Со временем, несмотря на разницу в возрасте, мы стали близкими друзьями. Помимо своей композиторской работы, я всегда много и с удовольствием занимался музыкой своего учителя, написал книгу о нём. Эта работа продолжается и после его ухода из жизни - два месяца назад в зале Чайковского я дирижировал Государственным академическим симфоническим оркестром им. Е. Светланова на концерте из музыки Геннадия Игоревича. Мы издаём его ноты, выпускаем диски. И думаю, моя работа над «Обыкновенным чудом» - неслучайность.
Спецэффекты - не главное
- Любой спектакль выражает мысль не только автора пьесы, но и режиссёра. О чём размышляли вы, работая над мюзиклом?
- Во многих театрах при постановке «Обыкновенного чуда» слово «мюзикл» часто превалировало над всем остальным - постановщики думали, как сделать эффектней и динамичней. Но в таком сложном произведении не это главное. А худрук театра Юнус Сулейманов видит, как много заложено в этой пьесе: помимо любви, творящей чудеса, там есть линия «творец и его создания» - проекция взаимоотношений Бога и человека, есть там тема бессмысленно прожитой жизни, мнимых и реальных властителей, подлинного творчества и самообмана, много чего. И мне нравится, что Юнус это очень тонко и глубоко понимает, интересно работает со всей постановочной группой. Надеюсь, наш спектакль будет особенным, непохожим на другие интерпретации. И конечно, помимо глубины и философии, он должен получиться ярким, весёлым, карнавальным.
- В пьесе Волшебник говорит, что сказки с печальным концом могут многому научить людей. Чему сказка Шварца может научить мир, где ежедневно льётся кровь?
- Преданности, самоотверженности, ответственности за тех, кто рядом, - да всему, что человеку нужно. Всё в этой пьесе есть - надо только почувствовать. В нашем мире происходит много страшных вещей, и по разным причинам. Конечно, причина зла - чаще всего деньги, желание обогатиться любым путём. Но это ещё и отсутствие душевности, веры, любви. А такие пьесы, как «Обыкновенное чудо», помогают исправить «вывихнутые души», пробудить в человеке человеческое. Сейчас говорят, что нам нужно создавать спектакли, литературные и музыкальные произведения, посвящённые теме СВО. Кто с этим спорит? Они будут созданы и уже создаются. Но это не значит, что вещь, написанная в другие времена и по другому поводу, не может быть так же полезна. Думаю, тем, кто прошёл СВО, спектакли о любви, о смысле жизни не меньше помогают залечить душевные раны - где-то посмеяться, поплакать, задуматься. Ради этого театр и существует.