Выставка «Старинные куклы и игрушки конца XIX-XX века» открылась в Национальном музее Адыгеи 4 марта.
Это 600 экспонатов из частной коллекции жительницы Краснодара Ирины Киек. Шарнирные французские и немецкие куклы, пупсы и кьюпи в окружении оловянных солдатиков и детских чайных сервизов производства таких «монстров» фарфора, как Кузнецовский и Дулёвский заводы, фабрика Гарднера.
Модные игрушки
Куклы из Австралии, Германии, Польши, Аргентины, собранные Ириной и её семьёй, известны любителям антиквариата юга России.
«Я бережливо собирала кукол с детства. В юности заинтересовалась винтажными советскими куклами, пупсами. Первую свою коллекционную покупку сделала семь лет назад - антикварную шарнирную куклу немецкого кукольного мастера Ганса Сейфарха мне привезли из Германии. По самым скромным подсчётам, кукле примерно 120 лет», - рассказала Ирина Киек.
Производство куклы считалось трудоёмким процессом: тело из папье-маше, голова из фарфора, руки деревянные, а пальцы из гипса. Рядом коляска 1900 года - тонкая немецкая работа из лозы, дерматина и дерева. Коляски для кукол, зеркальца, серьги, веер, сервизы, натуральная кожаная обувь делались лучшими мастерами в миниатюре, но своими формами, материалом и качеством они нисколько не уступали предметам обычных размеров.
Кукла не всегда была детской игрушкой. В коллекции Ирины есть несколько таких знаменитых шарнирных кукол французской фирмы «Тете Жюмо» 1890 года выпуска. Во Франции красавиц с натуральными волосами и бровями начали выпускать с конца 1600 года. А до 1900 года они производились в единичном экземпляре, по спецзаказу.
Кукла украшала интерьер, считалась богатым подарком, а порой иногда заменяла дизайнерам манекен. С XVII века во Франции появились «модные» куклы. Они выполняли роль манекенов, которые диктовали аристократам последние тенденции парижской моды. А во второй половине XIX века кукольных мастеров Франции с полным правом называли кутюрье. Их вкус, фантазия и мастерство ложились в основу модных коллекций.
Будуарные куклы считались обязательным аксессуаром спален королей и аристократов. Выпуск шарнирных кукол завершился во Франции в 1900 году. Сегодня у них статус антикварных. До недавнего времени россияне могли увидеть такие игрушки только в Московском музее уникальных кукол.
Домашний купидон
В начале века популярностью пользовалась кукла «Кьюпи» - уменьшительное от «Купидон». Выпуск забавных большеголовых пупсов-малышей, с большими глазами, улыбками и растопыренными пальцами, начали в Америке, потом подхватили в Европе и Японии.
Однако пупс считался талисманом для взрослых. Кьюпи часто брали с собой в дорогу, чтобы улучшить настроение.
Есть в коллекции Ирины Киек знаменитая кукла «Том» немецкой фирмы «Каммер и Райнхард». Своё имя шоколадный «Том» получил на фабрике. Это первая кукла с вращающимися глазами. Как писали журналы того времени, «Том с флиртующим взглядом». Кукла не только вращает глазами, но словно провожает взглядом. Кроме того, Том может сидеть на краю любой поверхности. Сегодня эта техника изготовления куклы безвозвратно утеряна.
На выставке представлены и работы известных по всему миру кукольников. Среди них - шарнирная кукла Арманда Марселя, который родился и вырос в Санкт-Петербурге, взрослым человеком переехал в Германию и первым в мире наладил массовое производство шарнирных кукол с натуральными волосами.
Но антикварными куклами могут похвастать не все. Антикварные куклы сохранились в Германии, Испании, Франции, Америке и даже Гонконг.
Жертвы идеологии
Российским куклам не так повезло. Они сильно уступали европейским в дизайне, красоте лица, строении и одежде.
Но до 1917 года в России существовали Дунаевская фабрика и Императорский кукольный завод (фабрика Журавлёва и Кочешкова). С игрушками, выпущенными этими заводами, играли царские дети.
Однако революция 1917 года не пощадила российскую игрушку. Её выпуск был прекращён, а в 30-е годы складские запасы Императорского завода были уничтожены в связи с приказом Луначарского об уничтожении всех дореволюционных кукол как «ненужной роскоши». Сегодня если оригинальные куклы фабрик ШраераФингергута и ЖуравлёваКочешкова ещё встречаются в музеях и частных коллекциях, то несувенирная кукла дунаевской фабрики с фарфоровой головой и фирменным клеймом - огромная редкость.
На смену российской пришла советская кукла. Но мастеров СССР можно было пересчитать по пальцам. Среди них - скульптор, живописец Лев Сморгон. Его кукла «Вовка» из мультика «Вовка в тридевятом царстве» пользовалась у детей популярностью. Есть и довоенные куклы Охтинского химического завода.
«В те времена лёгкая промышленность переживала не лучшие времена. Поэтому завод получил указание увеличить производство товаров народного потребления. В 1925 году на заводе организовали первую мастерскую для разработки собственного целлулоида. А уже к 1931 году после расчёсок и мыльниц появились первые куклы, сделанные по образцу немецких. Правда, они боялись солнца и, падая, разбивались. Но сегодня считаются раритетом», - уточнила Ирина в коллекции которой около восьми кукол.
Сохраняет Ирина детские кухонные гарнитуры, где и воду можно в раковину набрать, и газ зажечь, сохранила она тазики и миниатюрные мясорубки, которые исподволь учили советских девочек домоводству. По мнению коллекционера, советская игрушка была хоть и неказиста, но делалась она строго по ГОСТу, без вредных добавок. А обязательная кукольная улыбка, мягкие черты лица подкупали. Сегодня игрушка стала опасной для здоровья и души ребёнка.
«Как коллекционер скажу: в наших кукольных магазинах нет ничего интересного. Кукол я там не покупаю. Ни для детей, ни для коллекции. Есть у меня две несбыточных мечты - приобрести для коллекции российскую фарфоровую куклу дунаевской фабрики, которая не имеет цены, и большую редкость - куклу «Брю», но стоит она больше миллиона», - рассказала Ирина Киек.
Мечтает Ирина и о знаменитых «Барби», но только выпущенных до 1970 года. В те годы Барби были совершенно не похожи на анарексичных современниц.
Фоторепортаж с выставки кукол: