«Искусство объединяет» - под таким девизом в Адыгее прошла Всероссийская культурная акция «Ночь искусств».
В Северокавказском филиале Государственного музея Востока у неё в этом году было две особенности: формат онлайн и знакомство жителей республики с новым для них художественным жанром - видеоарт.
В статусе открытия
С жанром видеоарта - короткого фильма-символа, популярного в Европе и Америке вида искусства, но малознакомого югу России, - гостей майкопской «Ночи искусств» знакомили его лучшие отечественные представители: современные дагестанские художники.
«Каждая «Ночь искусств» становится своеобразным открытием для гостей нашего музея, изобилует интересными проектами, которые могут быть доступны только в этот день. Готовясь к «Ночи искусств-2020», мы вспомнили о выставочном проекте «Гора Каспий» 2013 г., которую наш музей готовил совместно с Первой галереей - так называется частная Галерея современного искусства Дагестана. Тогда мы впервые увидели видеоарт в исполнении северокавказских художников. Это были «Пуля» Таус Махачевой и «Работа» Заиры Магомедовой. В этом году захотелось вновь показать землякам удивительно тонкие и проникновенные работы дагестанских мастеров в жанре видеоарт», - рассказала заместитель директора по развитию Северокавказского филиала Государственного музея Востока Фатима Сулейманова.
Тем более, что в искусстве видеоарта художники Дагестана - признанные авторитеты, чьи работы получили высокую оценку в России и за рубежом. На недавнем Международном фестивале видеоарта «Сейчас@Потом» в Москве проект «Дагестанский современный видеоарт» был показан в рамках специальной программы.
В «Ночь искусств» руководитель «Первой галереи» и автор проекта видеоартов Джамиля Дагирова сделала Северокавказскому филиалу уникальный подарок - прямую трансляцию ретроспективного показа лучших произведений видеоарта Дагестана 2009-2019 гг.
«Все участники проекта (жители Адыгеи увидели 16 работ 8 художников) - это известные мастера Дагестана в разных областях искусства: живописи, графике, скульптуре, инсталляции и перфомансе. Их видеоарты - это философское размышление художника над проблемами общества, над тем, что волнует и тревожит, к чему они не могут остаться равнодушными. Длятся фильмы от 2 до 40 минут», - подчеркнула Ф. Сулейманова.
От бренного - к вечному
Открывает проект видеоарт Мусы Гайворонского. Стоя в горной реке, он держит плакат с надписью «Я художник, не террорист». Этот короткий, но ёмкий видеоарт - об ошибочных стереотипах, бытующих о жителях Кавказа.
«Расстрел глиняных лошадей» Мурада Халилова - реакция художника на то, как пытаются стереть память человеческую. Расстрел слепленных им глиняных лошадей - это история легендарного махачкалинского ипподрома, закрытого в 90-е. Давно уже нет там лошадей, уничтожена вся инфраструктура, да и само здание ипподрома, памятное и дорогое многим поколениям махачкалинцев, превращается в руины.
Видеоарт Елены Джетере обращён к старинной табасаранской легенде о крепости Мюхюббат нир. Построенную в XVII в. и расположенную на возвышенности над рекою Рубас, её и сегодня называют «крепостью семи братьев и сестры».
По легенде, крепость была недоступна для иранских и турецких завоевателей. Но сестра, полюбив одного из них, открыла врагам ворота. Семерых братьев убили, а сестру за предательство закидали камнями. На её могиле у крепости и теперь - большая груда камней. Каждый мужчина, проходящий мимо, в знак презрения бросает на могилу семь камней. А женщины снимают с могилы по камню - в знак уважения к силе любви.
Видеоарты именитого мастера Таус Махачевой, чьи произведения приобретаются крупнейшими музеями мира, так или иначе всегда связаны с Дагестаном, с особым менталитетом его жителей.
Работа «Пространство торжества» посвящена кавказским свадьбам, где желание блеснуть роскошью, богатством свадебных интерьеров нередко затмевает двух главных героев праздника - жениха и невесту. В итоге, люди уходят на второй план, а на первом красуется безжизненное пространство торжества.
В «Ночь искусств» прямую трансляцию ретроспективного показа видеоартов дагестанских художников посмотрело больше 100 человек. А это значит, что новый для Адыгеи жанр искусства в интерпретации мастеров Дагестана нашёл отклик в сердцах жителей республики, заинтересовал, заставил задуматься.