Примерное время чтения: 9 минут
118

Без второго дубля. Рустам Ачмиз - о живом театре и дуэли Пушкина в фойе

«АиФ-Адыгея» № 13 27/03/2024

«Если мы хотим создавать в театре нечто высокое, в нём должна царить особая атмосфера творчества. Ведь театр - живой организм. Он существует сегодня и сейчас, каждый вечер живёт без второго дубля», - считает художественный руководитель Театрального объединения Адыгеи Рустам Ачмиз.

Звёзды сошлись

- 27 марта отмечается День театра. У этого праздника в России есть свои традиции - к примеру, мхатовские капустники с пирогами и розыгрышами. А какие традиции есть у театров Адыгеи?

- К сожалению, долгое время мы не праздновали День театра. В прошлом году после долгого перерыва организовали капустник. В этом году его расширили и пригласили на День театра Русский и Национальный театры, Театр кукол «Золотой кувшин», Камерный музыкальный театр, театральное отделение колледжа искусств, автономный театр «У трёх дорог», Молодёжный театр имени Ахеджакова, а также два драмкружка из Гиагинского и Теучежского районов - победителей детского театрального фестиваля.

Мы приглашаем и детей, так как наша цель - сделать театр доступным и интересным всем. А дети - это будущее театра. Мы хотим восстановить в театре некогда утерянную преемственность поколений. И, конечно, главный участник праздника - наш зритель, для которого в этот день вход в театр свободный.

У Театрального объединения Адыгеи есть и традиции. На каждую премьеру после спектакля мы выносим в зал большой торт. В День театра попотчуем зрителя тортом или пирогом с капустой.

От Софокла до Васильева

- В этом сезоне Театральное объединение РА удивляет разнообразием премьер. Не успела в Национальном театре отгреметь трагедия Софокла «Царь Эдип», уже на подходе спектакль Русского театра по повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие...».

- Просто и у Русского, и у Национального театров репертуар до недавнего времени был довольно плачевный. В Национальном театре мы взялись за Софокла, потому что его трагедии ставят по всему миру, и я хотел, чтобы, во-первых, мировая классика присутствовала в репертуаре театра, а во-вторых, это фестивальный спектакль. И в этом году мы готовимся показать его на нескольких фестивалях, в том числе на «Золотой маске».

Фото Алексея Гусева/ Спектакль «Царь Эдип». В главной роли - Ислам Удычак.

Что касается повести Бориса Васильева, мы хотим, чтобы Русский театр заявил о себе интересной премьерой. На сегодня «А зори здесь тихие...» - спектакль суперактуальный, особенно для молодёжи. Это тема патриотизма, подвига, отношения к родине. В нашем спектакле эти темы зазвучат по-новому. Знаете, когда-то пьеса «А зори здесь тихие...» шла на многих сценах страны. Но после фильма Станислава Ростоцкого спектакль в театрах ставить перестали, возможно, желая избежать сравнений с киношедевром.

Но для меня решение этого спектакля режиссёром Константином Мишиным совершенно неожиданно и ново: не просто история подвига женщин на войне, их силы духа и душевной красоты, это история о прерванной юности, навсегда уничтоженной войной.

Спектакль «Царь Эдип» поставил в Адыгее московский режиссер Константин Мишин.
Спектакль «Царь Эдип» поставил в Адыгее московский режиссер Константин Мишин. Фото Алексея Гусева

На языке комедий и трагедий

- Какие мысли на языке трагедий хотите донести до зрителя?

- На каком языке, комедии или трагедии, мы говорим со зрителем, не так уж и важно. Важнее, о чём и насколько глубок этот разговор с режиссёрской точки зрения. Для Константина Мишина, которому мы, кстати, обязаны и «Царём Эдипом», тема Великой Отечественной войны дебютная. Ему самому было интересно, что из этого получится. А получился необычный и очень глубокий спектакль.

Сейчас для Русского театра мы ищем хорошую комедию. Кроме того, в апреле к нам приезжает шесть режиссёров. В течение десяти дней они ставят шесть спектаклей на большой и малой сценах, в фойе, на лестнице театра. Постановки, которые нам понравятся больше, пополнят репертуар двух наших театров.

Мой мастер в Высшей школе сценических искусств режиссёр Кама Гинкас свой первый спектакль «Пушкин. Дуэль. Смерть» поставил в фойе театра, прямо у входных дверей. Этот спектакль взорвал Москву. К чему я это говорю? Если это 70% успеха спектакля, мы будем играть на лестнице, в фойе. Нам важно быть интересными для зрителя.

Люди и страсти

- Как по-вашему, изменился ли за последнее время зритель? И стоит ли сегодня что-то менять в театре?

- Менять надо. Если хотим привлечь в театр молодёжь, нужен интересный материал, более современные сценические решения, нужно ломать шаблоны.

Скоро на сцене ТТОРА состоится премьера спектакля «А зори здесь тихие...».
Скоро на сцене ТОРА состоится премьера спектакля «А зори здесь тихие...». Фото: из архива ТОРА

К примеру, зрителям Национального театра более привычна комедия, где можно отвлечься от проблем, отдохнуть. Печалит не то, что все хотят смеяться, а то, что театр воспринимается как лёгкий жанр. А ведь хороший атмосферный театр погружает в эмоцию сильнее кино, он глубже и ранимее.

Мы поставили «Царя Эдипа» несколько месяцев назад. Спектакль получился мощный, эмоциональный. В зале в какой-то момент зрители забывали дышать - настолько их захватило действие. Но до сих пор находятся люди, их немного, которые выходят из зала после первого акта. На мой вопрос, почему, отвечают: «Мы думали, придём, посмеёмся и уйдём». Пусть таких людей немного, но они есть - те, кто идут в театр совершенно неподготовленными, не зная материал. Это проблема.

Ещё одна - люди соскучились по хорошему сюжету. В декабре мы ставили сказку Маршака «Двенадцать месяцев». Играли её две с половиной недели трижды в день. Смотрели сказку не только дети. Приходили, приезжали из районов взрослые, без детей. Поэтому сейчас мы рассматриваем к постановке классику - сказку «Морозко» и «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Фото: из архива ТОРАСказку «12 месяцев» приходят посмотреть и дети, и взрослые.

- Есть темы, которые сейчас просятся на сцену?

- Конечно. Мы восстанавливаем много спектаклей из золотого фонда театра. Перед Новым годом вернули на сцену спектакль «Прошу, похороните меня» по пьесе Нальбия Куёка, сделав его совершенно иным. Спектакль высмеивает всё, что происходит сейчас. А в конце звучит монолог о том, что люди забывают родной язык, культуру общения. И эта тема волнует зрителя так же сильно, как и темы любви, человека на войне, молодёжная тематика, спектакли об истории.

- Считается, что театр - это духовное место. А что сегодня может объединить людей за пределами театра?

Это недавно показали выборы президента. Любовь к своей стране, гордость за её историю и культуру, за её талантливый народ и нежелание прогибаться под навязываемые извне ценности. За то что Россию составляет множество народов со своими языками, историей и культурой. И у россиян появилось желание больше узнавать друг о друге. Думаю, именно это объединяет.

Досье:
Рустам Ачмиз родился в а. Афипсип. В 2007 г. окончил Адыгейский республиканский колледж искусств им. У. Х. Тхабисимова, в 2013 г. - Краснодарский государственный университет культуры и искусств, затем - Высшую школу сценических искусств Константина Райкина, Международную летнюю школу СТД. В 2017-2022 гг. - руководитель управления культуры Тахтамукайского района, основатель Молодёжного театра им. М. С. Ахеджакова. С 2022 г. - худрук ТОРА.

 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах