«На любом нашем инструменте можно сыграть что угодно. Но народная музыка - это то, что живёт в каждом человеке на генетическом уровне», - считает художественный руководитель и главный дирижёр Государственного оркестра русских народных инструментов «Русская удаль» Концертного объединения РА Андрей Ефименко.
Шоу - понятие трендовое
- 27 октября оркестр «Русская удаль» отметил своё 30-летие. В жизни коллектива было много событий. Какие из них считаете знаковыми?
- Наверное, все творческие союзы, гастроли и ситуации, повлиявшие на становление и развитие нашего коллектива. Оркестр «Русская удаль» появился в нелёгкие для страны 90-е. Именно в это время Адыгея получила статус республики, а вместе с ним увидели свет несколько творческих коллективов, которые сегодня по праву считаются одними из лучших на юге России: Камерный музыкальный театр, ансамбль народной песни и танца «Исламей», оркестр «Русская удаль».
Конечно, как у любого творческого коллектива, бывают у «Русской удали» триумфы и рабочие будни. Но главное, что за 30 лет у нас появился свой собственный стиль, особая манера исполнения. Мы работаем в различных жанрах и стилях - в репертуаре оркестра не только фольклор, но и классика, джаз, эстрада, современные инструментальные произведения. И я стараюсь, чтобы повторов в программах практически не было.
- В 2021 году оркестру «Русская удаль» присвоено имя его первого руководителя Анатолия Шипитько. Какие принципы, заложенные Анатолием Васильевичем, сохраняются в оркестре до сих пор?
- Для Анатолия Васильевича оркестр «Русская удаль» стал делом жизни. И мы бережно сохраняем творческое наследие основателя нашего оркестра. Его фольклорные шоу - это наш тренд, наше лицо и наша история. Фольклорный блог, созданный благодаря стараниям и трудам Анатолия Шипитько, был и остаётся коньком нашего оркестра. И сейчас мы восстанавливаем даже те номера, которые при его жизни исполнялись не так часто. Несколько таких номеров, очень ярких и самобытных, мы исполнили на юбилейном концерте. В том числе «Шутку» Баха - когда классической флейте аккомпанирует ансамбль русских окарин (керамических свистулек, популярных на Руси).
Бах, фланкировка и «Смоленский гусачок»
- Почему в непростое время в Адыгее, республике национальной, решили создать оркестр русских народных инструментов?
- В многонациональной Адыгее всегда с большим пиететом относились к культуре проживающих здесь народов. Кроме того, на тот момент сформировались условия для создания такого оркестра - было много музыкантов-выпускников Ростовской консерватории. Это видели в министерстве культуры, поэтому одобрили предложение энтузиастов создать оркестр. Для этого в Адыгею и был приглашён Анатолий Васильевич Шипитько - авторитетный музыкант такой силищи и энергетики, которым и сегодня позавидовать можно. Оцените темпы: уже 2 октября 1993 года, всего через месяц после открытия, «Русская удаль» дала свой первый концерт. Этот день мы ежегодно отмечаем как день своего рождения. А через полгода, в марте 1994-го, оркестр выступил в Москве, на I Всероссийском фестивале профессиональных коллективов, и летом 1995-го - на V Международном фестивале «Полесское лето с фольклором».
Уже тогда в репертуаре «Русской удали», помимо фольклора, были «Пляски скоморохов» Чайковского, музыка Свиридова, Баха, Будашкина. И всё это с молодыми музыкантами, которые только что вышли из стен консерватории. Анатолий Васильевич научил их правильно играть «Смоленский гусачок», Кубанскую фантазию «Роспрягайте, хлопцы, коней». Он ввёл выход на авансцену, традицию обыгрывания концертных номеров, фланкировку. И всё это за месяц!
Восставшие из пепла
- Если не брать в расчёт науку, чем, по-вашему, отличаются русские народные инструменты от классических?
- А кто сказал, что скрипка и флейта не были народными? Просто сегодня на них исполняют мировую классику. Они стали академическими инструментами международного сообщества музыкантов. Народные инструменты всегда отражают дух и культуру определённой нации.
Русские народные инструменты были и остаются частью нашей культуры. Их звучание затрагивает самые сокровенные струны русской души. Это невозможно объяснить логически, это на уровне какого-то внутреннего ощущения. Домра, балалайка, жалейка, гусли - это исконно русский, ни с чем не сравнимый мелодизм в песнях, с потрясающей залихватскостью танцевальных мелодий и глубокой печалью протяжных песен. Русские народные инструменты - это отражение нашей национальной души, нашего фнационального характера. История их также богата, удивительна и в чём-то даже трагична.
Знаете, одно время домра, гусли, жалейки, рожки и дудки даже были под запретом. В наказание за дерзость у скоморохов по указу царя Алексея Михайловича в 1648 году изъяли все музыкальные инструменты и показательно сожгли на берегу Москвы-реки.
Но народ оставить без музыки невозможно. Через несколько лет он заиграл на балалайке - возможно, некоей разновидности сожжённой царём домры. И спустя столетия именно балалайка стала музыкальным символом России.
Её форма и звучание шлифовались годами. Выдающиеся мастера, создававшие балалайки, известны во всём мире - это Владимир Иванов, Франц Пасербский, Семён Сотский. А Семён Налимов вообще был назван «русским балалаечным Страдивари» - его балалайки и сегодня одни из самых дорогих в мире.
- Бытует мнение, что народные инструменты всё-таки классическим не соперники. Под силу ли им разножанровость?
- Скажу на примере нашего оркестра: мы играем «Руслан и Людмилу» Глинки, «Ноктюрн ре-минор» Чайковского, вальс Штрауса «О, как жизнь хороша!» и польку «На охоте», танцы Брамса и Дворжака.
Да на русские народные инструменты можно сделать переложения любой классики! Поэтому я никогда не соглашусь с мнением, что они ограничены в своих возможностях. Наоборот, музыка других стран интересней, теплей и ярче звучит и раскрывается именно в исполнении оркестра русских народных инструментов.