Примерное время чтения: 7 минут
423

Особая аура. Юнус Сулейманов - о спектаклях и страстях по Шолом-Алейхему

«АиФ-Адыгея» № 36 06/09/2023

«Западная идея отмены русской культуры набирает обороты. Но мне искренне жаль её авторов: очень скоро подросшее бескультурное поколение станет реальной угрозой их существованию», - уверен художественный руководитель Камерного музыкального театра РА имени А. Ханаху Юнус Сулейманов.

Новый сезон

- 12 сентября Камерный музыкальный театр открывает новый сезон под крылом новой организации. Ваши ожидания и ваши надежды?

- Я вам больше скажу:
12 сентября Камерный музыкальный театр в составе Концертного объединения Республики Адыгея откроет свой юбилейный, 30-й сезон.

Мы долго совещались, каким спектаклем и в каком направлении обозначить эту важную для театра дату. Все единогласно проголосовали за спектакль «Фанфан, Тюльпан и Аделина» на музыку композитора и музыкального руководителя театра Андрея Семёнова.

Этим спектаклем мы открывали свой 20-й театральный сезон. В Майкопе мы играем его раз в два-три месяца. И на протяжении десяти лет он остаётся одной из самых любимых зрителями постановок и всегда идёт при полных залах.

Сейчас, после ухода некоторых артистов из театра, состав спектакля обновился - мы ввели очень способную, талантливую молодёжь. Так что есть надежда, что с приходом новых солистов-вокалистов спектакль приобретёт новое дыхание и заиграет новыми красками. А театр, как структурное подразделение нового объединения, получит новые возможности.

Мы рассчитываем, что концертное объединение, в котором симфонический оркестр занимает особое место, даст и нам шансы на новые, совместные с ним проекты.

Дело в том, что главный критерий нашего театра - выступления под живую музыку. Но дефицит пространства позволял лишь небольшое число оркестрантов. Теперь же эта проблема будет решена.

В ауре высоких чувств

- По-вашему, прав ли худрук Омского музыкального театра Александр Лебедев, говоря: «Зрители хотят на сцене видеть то, что не могут выполнить»?

- Видимо, здесь есть некий философский подтекст. Если говорить применительно к музыкальному театру Адыгеи, основой нашего репертуара является классика, судить которую глупо - она пережила века. У кого повернётся язык сказать, что в музыке Чайковского не хватает глубины, что пьесы и сонеты Шекспира слабы? Классические произведения - это идеальный мир человеческих чувств и переживаний, которого так не хватает в реальной жизни.

Знаете, для меня театральное действо - особая аура высоких отношений, которая царит не только на сцене, но и в зрительном зале. Во время премьеры спектакля люблю наблюдать за реакцией зрителя на ту или иную сценическую эмоцию.

Идёт «Сильва», на сцене главные герои - Сильва и Эдвин - пылко объясняются в любви. В зале сидит молодая пара. Со сцены они переводят взгляды друг на друга. Им всё понятно без слов: слова любви, летящие со сцены, это теперь и их слова. Мир высоких чувств захлестнул их сердца.

- А что чаще всего зрителю интересно в театре?

- Мы постоянно ищем ответ на этот вопрос. Первые 5-6 лет работали на ощупь: что нужно зрителю, что нет. А потом ввели в практику встречи со зрителями после каждого спектакля, интернет-опросы, где можно высказать своё мнение. Нам пишут разные люди: молодые и пожилые, жители Адыгеи и гости из Москвы, Питера, Ростова, Усть-Лабинска, Краснодара, Ставрополя. Эти опросы помогают выстраивать репертуар.

Например, для молодёжной аудитории это пьеса Виктора Маркова «Остановиться вовремя» в постановке Галины Лодяновой - о том, как наркозависимость ломает жизнь человека. Для малышей - сказки «Красная Шапочка и Серый Волк», «Отважные капитаны». Для старшего поколения - «Сильва», «Прекрасная Елена», «Много шума из ничего». Всем без исключения нравятся наши мюзиклы «Ослеплённые», «Моя прекрасная леди», а также музыкальные гостиные и капустники.

Но главное достижение театра - поход в Камерный музыкальный стал для многих зрителей семейной традицией. Сначала приходили мамы с детьми, потом подросшие дети вели в театр их внуков. Знаете, все эти 30 лет к нам на спектакли приезжает большая семья из Белореченска - 6 или 7 человек. Как-то я подошёл к ним в фойе и спросил: «Мы вам ещё не надоели?». А они отвечают: «Что вы! Вы идеальны. Встречи с вами - огромное удовольствие».

В наше время люди особенно ценят живое пение, эмоцию, живой звук. Сейчас, сами знаете, всё напичкано микрофонами и «фанерой». Даже безголосые певцами становятся, нередко на грани откровенной пошлости.

А мы занимаемся исключительно произведениями академическими, классическими и лучшими произведениями современных авторов - образцами высокой музыки.

В борьбе с вечным

- Сегодня мир буквально пропитан страхом. Есть в вашей повседневной и театральной жизни вещи, которых вы боитесь?

- В мире всё взаимосвязано. Санкции в отношении нашей страны коснулись не только экономики и политики. Те, кто вводит санкции, перешли красные линии духовности и культуры. Политические игры проникли в искусство. Одним российским коллективам запрещают въезд на Запад, выступления других отменяют.

Мы всегда были против фашизма, наши деды сражались с немецкими захватчиками. Но ни в СССР, ни в России никому не пришло в голову запрещать музыку Баха и Бетховена, Вагнера и Глюка. Читали и ставили в театрах произведения Гёте и Брехта, Манна и Ремарка. И разве не дикость, когда политики-временщики начинают запрещать вечную музыку Чайковского и Рахманинова, романы Достоевского и Толстого?

Один из последних позорных примеров - отмена гастролей театра Ленком в Израиле. А ведь российский театр готовил к показу один из лучших своих спектаклей - «Поминальную молитву» (эту пьесу Григорий Горин написал по мотивам цикла рассказов «Тевье-молочник» Шолом-Алейхема). Все билеты на спектакль были распроданы. Но вмешалась политика. Думаю, тех, кто поспособствовал отмене гастролей, нельзя назвать дальновидными и образованными людьми.

Уверен, это те, кто не только не читал прозу Шолом-Алейхема и поэзию Иосифа Бродского, не видел балеты с участием Майи Плисецкой и не интересовался живописью Марка Шагала, но и, судя по телевыступлениям, путаются в истории и откровенно плавают в географии. Тем не менее эти люди, ограниченные и безграмотные, претендуют на звание лидеров мирового сообщества. Но к какому светлому будущему могут привести свои народы марионетки-неучи?

И всё же с их лёгкой руки в мире идёт откровенное опошление и надругательство над заповедями христианства и мусульманства. Я боюсь, что эта заразная идеология проникнет и в нашу страну, чтобы разлагать детей и внуков. Слава Богу, пока и руководство России, и общественность активно выступают против.

С бедою в глазах

- В 2022-м ваш театр одним из первых выступил перед детьми беженцев с Херсонщины. Какой это был зритель?

- Замечательный! Дети - это зритель, которого не обманешь. Было очень волнительно перед ними выступать. Но мы понимали: те, для кого мы играли тогда спектакль, попали в большую беду. И началась она задолго до СВО. Многие из них были в этой беде с рождения. Они привыкли жить в страхе, постоянно слыша звуки рвущихся бомб, видя, как рушатся дома, как хоронят их родных и соседей. В их глазах я видел настороженность и закрытость, на спектакле они не были так раскованы, смешливы и беззаботны, как наши дети. По ходу пьесы трудно шли на контакт с актёрами.

Но, знаете, это излечимо. И если нас пригласят, мы с радостью приедем с гастролями в новые российские регионы.

Досье:
Юнус Сулейманов родился в 1957 г. в а. Пшикуйхабль Теучежского района. В 1981 г. окончил Майкопское музучилище. В 1981-1986 гг. - учёба в ГИТИСе на режиссёра музтеатра. 1996-1998 гг. - учёба в Высшей школе деятелей сценического искусства, затем - в аспирантуре ГИТИСа. В 1986-1993 гг. - режиссёр Национального театра РА. С 1993 г. - худрук Камерного музыкального театра РА им. А. Ханаху. Заслуженный деятель искусств РФ и РА.

 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах