«Театр не должен быть только пищей для глаз. На его сцене должно разворачиваться то, что станет пищей для ума и сердца», - уверен художественный руководитель Театра кукол «Золотой кувшин» Станислав Сиюхов.
Маршрут в театр
- В марте «Золотой кувшин» отметил сразу два международных профессиональных праздника: День театра кукол и День театра. А что лично для вас значит театр?
- В последние годы всё чаще задумываюсь: как вообще я оказался в театре? Ведь я никогда не мечтал стать артистом. Более того, учась в школе, вплоть до 10-го класса, не задумывался, кем хочу стать. Собирался идти в наш пединститут - либо на физмат, математику я очень хорошо знал, либо на спортфак (занимался волейболом). Но военрук в школе предложил пойти в военное училище: мол, мама у тебя одна, будешь обеспечивать. И я, глубоко гражданский человек, воспитанный женщинами, бабушкой, мамой, тётушками, как в омут с головой нырнул в армейские дела. Через полтора года отцы-командиры из военного училища меня отчислили с замечательной формулировкой: «Курсант Сиюхов, мы решили, что советское офицерство в вашем лице ничего не потеряет!», за что я им очень благодарен.
Затем была армия, а после кем я только не был! Слесарь-наладчик на мебельной фабрике «Дружба», на консервном заводе и макаронной фабрике. А когда уволился и оттуда, моя двоюродная тётушка Тамара Киздермишева в 1979 году привела меня в театр. Помню, мы идём по коридору, навстречу - какой-то мужчина. Оказалось, замдиректора Александр Павлович Носов. Он предложил тётушке сразу взять меня в помсостав на небольшие роли. Я ответил: «Запросто!», но мудрая Тамара изрекла: «Нет, это всё он будет есть с самого низа» и устроила меня монтировщиком сцены. На свой первый рабочий день (это было 27 декабря, спектакль «Двенадцатая ночь») в качестве монтировщика сцены я явился только в семь вечера, прямо к началу спектакля в костюме-тройке, что сильно позабавило старшего монтировщика дядю Ваню. Так началась моя театральная карьера.
- Как монтировщик стал актёром?
- Через полгода после того, как и пришёл в театр, из Майкопа уезжал звукорежиссёр (тогда говорили радист). Меня взяли на его место на гастроли в Нальчик и Черкесск. В Черкесске выяснилось, что заболел Ахмед Воркожоков, потрясающий актёр, исполнявший в спектакле «Тартюф» роль судебного пристава Лояля. Заменить некем. Тогда наш режиссёр Касей Хачегогу сказал мне: «Вот текст - работай, через два дня ты на сцене». Это был кошмар! Всё выступало против того, чтобы я шёл в артисты. Во-первых, на сцену надо было выйти с такими корифеями, как Мурат Кукан, Заур Зехов, Нафисет Жанэ. А тут ещё на сцене вырубился свет. И нам пришлось играть при единственной лампе. Я не помню, как сыграл. Но когда закончился спектакль, все меня обнимали и хвалили, а режиссёр сказал: «Предлагаю тебе помсостав». Это был 1983 год.
Чуть позже я получил главную роль в спектакле «Если бы небо было зеркалом». После спектакля ко мне подошёл Заур Зехов, которого я считаю своим первым педагогом по актёрскому мастерству. Скупой на похвалы, он приобнял меня: «Нормально, пацан». Я проработал в Адыгейском театре 10 лет, 12 лет - в труппе Русского театра, преподавал в колледже искусств. Для Театра кукол «Золотой кувшин» сначала писал новогодние сценарии и песни, был приглашённым артистом. В 2008 году стал его руководителем.
Что для меня театр? Я, кроме театра, ничего не умею. Кроме театра, у меня ни к чему не лежит душа.
Детство берёт своё
- Каждое лето «Золотой кувшин» даёт бесплатные представления для детей из Донецкой и Луганской народных республик, отдыхающих в оздоровительных лагерях Адыгеи. Каким должен быть язык общения с детьми, пережившими войну?
- Я убеждён, их нельзя разделять со своими, не знавшими войну детьми. Да, мы обязаны этим детям - они сильно пострадали. Но их не надо жалеть, их надо принимать. Они должны понимать, что они наши - такие же, как и все остальные. И наше отношение к ним такое же, как к своим, местным ребятишкам.
Среди отдыхающих у нас детей из новых регионов есть те, кто с родителями эвакуировался задолго до военных действий, есть и те, кто испытал их на себе. У них глаза другие, взрослый взгляд, они чуть сдержанней остальных. Но под конец спектакля детство берёт своё - они начинают смеяться, сопереживать героям.
Мозг должен работать
- Сейчас в стране всплеск интереса к истории. Считается, она может многому научить человека. Чему она научила лично вас?
- У кого всплеск интереса? Если наше поколение более-менее хорошо знает историю государства Российского, молодёжь её не знает напрочь. Для меня знание истории - это дань уважения своему государству, тем, кто его строил, умножал, создавал его славу. Я много читал о Екатерине II. Одно то, что она переписывалась с великим Вольтером, взяла под опеку Московский университет, основала Императорскую публичную библиотеку, Санкт-Петербургский горный университет, многое говорит об этой женщине. Немка по рождению, она сказала: «Я имею честь быть русской, я этим горжусь. Я буду защищать мою Родину и языком, и пером, и мечом - пока у меня хватит жизни».
Кстати, незнание истории - следствие ещё одной серьёзной проблемы. Недавно смотрел передачу о том, что молодёжь становится тупее. К сожалению, это правда. У моего поколения был некий накопительный файл в голове. Мы слушали уроки, учили наизусть стихотворения и даты, ходили в библиотеки, менялись книгами. Всё это работало на развитие нашей памяти, развивало фантазию, речь.
Сейчас у молодых файл накопительной информации отключён за ненадобностью. По их мнению, всё можно найти в интернете. Это ведёт к
отупению. Гаджеты постепенно заменяют им мозг. И он в конце концов деградирует, если не загружать его постоянной работой - чтением серьёзных книг, решением сложных задач и теорем, изучением языков и заучиванием стихотворений наизусть.