Для республики 28 сентября — день особенный. Он посвящён истории поистине уникальной вещи — черкесского национального костюма. Праздник, тесно связанный с особенностями быта, мировоззрения и культуры адыгов, украсили танцы легендарного ансамбля «Нальмэс», этнодефиле и выставка мастеров-прикладников.
По лекалам истории
Для жителей Адыгеи День национального костюма — не просто праздник, это глубокое погружение в историю своего народа, республики. Это один из самых ярких и зрелищных праздников, потому что в этот день и гости, и организаторы выходят на улицы в национальных костюмах. И в интерьерах современного Майкопа они выглядят изысканно и нетривиально.
В этом году, помимо концертной программы, гости праздника увидели модный показ-дефиле этноколлекций дизайнеров Рузаны Мугу и Сусаны Уджуху, а также выставку мастера по созданию этноаксессуаров к адыгским костюмам Зуреты Джаримок.
Выставка изделий, выполненных в технике старинных ремёсел, быстро переросла в лекцию о культуре и быте адыгов. Мастера-прикладники рассказали много интересного о цветах и орнаментах адыгского костюма. Большой интерес у зрителей вызвали работы мастериц золотого шитья.
«Наши адыгские орнаменты всегда строги и лаконичны, потому что излишнее украшательство костюма считалось у адыгов дурным тоном. Мужчины носили черкески только натуральных цветов. Знаменитые галуны нашивались на черкеску в праздники. В женском платье было всего два цвета: нижнее платье приглушённого, тёмного цвета, а верхний кафтан более светлый. Золотым шитьём украшали только балях — нарукавные подвески, скрывавшие кисти рук, и нагрудники. При этом орнамент имел роль оберега, хранил свою хозяйку от сглаза», — рассказала специалист Центра народной культуры РА, мастер золотого шитья Лариса Гумова.
Из старины в современность
Но орнамент в адыгском женском костюме — не просто узор и оберег, по нему можно было понять, замужем женщина или нет, какого она сословия, есть ли дети. Недаром орнаментику сае называют летописью рода.
А ещё костюм определял манеру поведения человека. Благодаря особому крою черкеска не позволяла мужчине сутулиться, в черкеске он всегда держался прямо. Кроме того, элементы и мужского, и женского адыгского костюма подчёркивали стройность талии.
Адыгский костюм востребован и сегодня. Его стилизованные элементы пользуются популярностью у молодёжи.
«Наиболее характерные предметы адыгского женского костюма уже давно украшают повседневные и праздничные платья современниц. Это стилизованные женские пояса от парадного платья сае, серебряные и металлические застёжки девичьего нагрудника, превращённые в ожерелья и броши», — рассказала руководитель студенческого Театра моды МГТУ «K-Star» Нафисет Кидакоева.
Праздник, прославляющий традиционный адыгский костюм, завершился тоже по традиции — зажигательным адыгэ джэгу.
Поэт М. Лермонтов на своём лучшем парадном портрете изображён в черкеске. В 40-е годы XIX в. черкеска стала официальной одеждой некоторых
войск Российской империи.