Примерное время чтения: 9 минут
264

Свадьба по канонам. Балетмейстер из Адыгеи поставил необычный спектакль

«АиФ-Адыгея» № 49 06/12/2023

«Мы считаем новый спектакль просветительским, а потому очень важным для нас проектом. Он знакомит зрителя с адыгскими обрядами, передаёт высокий дух черкесского этикета. Наш спектакль о красоте и достоинстве народа, которые неподвластны времени», - рассказал художественный руководитель и главный балетмейстер Государственного академического ансамбля народного танца Адыгеи «Нальмэс» Аслан Хаджаев.

Возвращение на круги своя

- В этом году ансамбль народного танца «Нальмэс» радует зрителя необычными премьерами. Не успел отгреметь трёхдневный концерт «Сквозь время», как стартовал новый проект - хореографический спектакль «Адыгская народная свадьба». Почему именно свадьба?

- Как-то нас с директором ансамбля Азаматом Тхаркахо пригласил директор Адыгейского института гуманитарных исследований Адам Тлеуж и спросил, интересно ли будет «Нальмэсу» поставить на сцене обряд адыгской свадьбы. Нас эта идея заинтересовала, и мы решили за неё взяться. А потом нам выпало счастье с этим проектом попасть на грантовый конкурс министерства культуры России. Вообще, при поддержке Росконцерта мы подавали на грант два проекта: один - в коллаборации с симфоническим оркестром, второй - «Адыгская народная свадьба». Именно он и выиграл грант.

Фото: ГБУК РА «КОРА

Свадьба - самое главное торжество, самое важное событие у адыгов. Она могла длиться месяцами. Поэтому хотелось показать её масштабно, максимально полно и ярко. Спектакль рассчитан на зрителей разных возрастов - ему присвоена категория 6+.

Мы хотели продемонстрировать, особенно молодым, каким изначально был этот интереснейший адыгский обряд. Ведь не секрет, что сегодня в свадебное торжество привносят то, чего в нём никогда не было.

Люди тратят просто сума­сшедшие деньги, чтобы провести свадьбу по обычаю.

Но всё это можно сделать намного проще, а самое главное - интересней и красивей. Потому что адыгская свадьба в исполнении «Нальмэса», действительно, красива во всём, начиная с диалогов знакомства будущих жениха и невесты и заканчивая чествованием невесты в доме жениха.

Пусть наш народ знает, как правильно делается свадьба: что в ней есть, а чего не должно быть.

Когда танцовщик говорит

- В афише ваш хореографический спектакль позиционируется как «симфония танца, музыки и истории». Выходит, не только вы как хореограф «Адыгскую свадьбу» создавали?

- Я выступал в роли режиссёра и балетмейстера. Но нам помогали учёные-историки, этнографы, культуроведы. Кандидат исторических наук, доцент факультета адыгейской филологии и культуры АГУ Зарема Цеева написала сценарий канонической адыгской свадьбы, этнограф Рая Унарокова - практически все тексты на адыгском языке, и очень помогла нам при постановке других интересных народных обрядов, которые мы также включили в «Адыгскую свадьбу».

У нас в спектакле 10 сюжетов, внутри каждого - по 1-2 обряда. Спектакль начинается с ночных посиделок - момента знакомства будущих молодожёнов, а завершается большим свадебным джэгу. Причём артисты «Нальмэса» впервые в этом спектакле говорят. Скажу откровенно, давалось им это нелегко - поначалу они стеснялись своих голосов. Но быстро справились со стеснением и волнением.

Фото: ГБУК РА «КОРА

Спектакль получился яркий ещё и за счёт костюмов, декораций. Кроме того, всё действие сопровождается интересным видеоконтентом, сделанным профессиональными мультипликаторами. Но главное - мы постарались вместить в полтора часа все основные аспекты исконно адыгской свадьбы.

Кто, если не мы?

- Вы успешный хореограф: ваши постановки вошли в золотой фонд «Нальмэса», ваши танцы исполняют ансамбль имени Игоря Моисеева, ансамбль Гаскарова, Кубанский казачий хор. Откуда взялась потребность заняться народными обрядами, создать из них целый спектакль?

- А кто, если не мы? Этого никто не сможет сделать на таком уровне, как «Нальмэс». И вопрос тут не в моей успешности. Адыгская свадьба - один из красивейших обрядов, и передать все грани и тонкости этой красоты может только такой мощный коллектив, как «Нальмэс».

Что же касается меня... Учитывая масштабы проекта «Адыгская народная свадьба», я не то что согласился, я с огромным удовольствием взялся за этот проект. Я всегда ставил и буду ставить танцы. Но хотелось взяться за что-то большое, что не просто останется танцем в репертуаре, а станет просветительским проектом для молодёжи, для детей, принесёт максимум пользы нашему народу, его подрастающему поколению. Именно поэтому перед большой премьерой в Майкопе мы в конце ноября три дня подряд показывали спектакль школьникам, причём без синхронного перевода, только на адыгском языке.

Фото: ГБУК РА «КОРА

Это была очень большая работа, которую мы проделали в рекордно короткий срок - всего за два месяца. Для сравнения: программу гастролей в Японии я готовил целый год. А здесь создал абсолютно самостоятельные хореографические номера, не повторив ни один танец из репертуара «Нальмэса». Для меня это тоже был своеобразный вызов - поставить такое количество новых танцев в сжатые сроки. Это оказалось очень нелегко. Но, думаю, испытание мы прошли успешно - «Нальмэс» с вызовом справился.

Разбрасываемся сокровищами

- Сегодня в республике стараются сохранить родной язык, народные ремёсла и музыкальные инструменты адыгов. На ваш взгляд, необходимо такое же внимание обрядам, ведь в наше время многие из них перестали быть актуальными?

- Ничего нельзя утрачивать! Это история народа, без которой нас ждёт вырождение. Если не будем знать свой язык, не будем играть на своих инструментах, забудем свои обряды, нас как этнос постигнет крах.

Именно поэтому «Адыгская народная свадьба» - один из самых важных проектов «Нальмэса», потому что он помогает сохранить вековые черкесские обряды в их первоначальном виде.

Фото: Минкультуры Адыгеи

Конечно, обрядам, как игре на инструменте, не научишь, но каждому адыгу их надо знать! В силу профессии я много занимаюсь хореографическим фольклором, однако за время работы над проектом открыл для себя много нового о, казалось бы, известном обряде.

- И всё же время - штука коварная, оно не щадит даже того, что создавалось веками. К примеру, многие считают, что постулаты адыгэ хабзэ (рыцарского кодекса адыгов) с годами потеряли актуальность, устарели.

- Не верю и никогда с этим не соглашусь! Почему японцы до сих пор пользуются бусидо (кодексом самурая), а мы не можем? Жители современной Японии рассматривают кодекс чести самурая как свод принципов, позволяющих управлять собой, сохранять спокойствие ума, репутацию и преданность важным вещам.

А разве философия, заложенная в адыгэ хабзэ, не позволяет человеку сохранять честь и достоинство в сложные времена? Такой красивый кодекс чести, как адыгэ хабзэ, есть далеко не у всех народов. Мы должны гордиться и жить в согласии с ним, а не хоронить его бездумно. Такими сокровищами не разбрасываются!

Адыгэ хабзэ устарел для тех, кто его не знает и не понимает. А для тех, кто знает, этот кодекс никогда не устареет, потому что это хорошие и очень красивые каноны, создававшиеся нашим народом веками. И там нет ничего такого, что сегодня невозможно было бы соблюсти. Наоборот, придерживаясь этих канонов, человек становится лучше.

Досье:
Аслан Хаджаев родился в Майкопе. Окончил хореографическое отделение Майкопского училища искусств, Краснодарский университет культуры и искусства. Танцевал в «Исламее», «Нальмэсе», Кубанском академическом казачьем хоре. С 2001 по 2005 г. - артист-акробат Государственной российской цирковой компании. С 2013 г. - худрук и главный балетмейстер ГААНТА «Нальмэс». Заслуженный артист России, Кубани и Абхазии, народный артист Адыгеи.

 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах