«В наше время, когда жизнь наполнена бесконечными трудностями и заботами, хочется чего-то особого - светлого и доброго. А потому, чтобы отдохнуть от повседневного быта, сельчане идут в Дом культуры», - считает победительница республиканского конкурса «Лучший культработник Адыгеи» Елизавета Призова.
Хозяйка сельского досуга
- Говорят, что культработники - это люди, без которых заскучала бы планета. Что лично вы делаете для того, чтобы ей даже в тяжёлые времена было весело?
- Я стараюсь, несмотря ни на что, нести людям позитив, дарить радость - это наша профессия. Считаю, нет сложностей - есть возможности. И ими стоит воспользоваться. Этому нас в колледже учит педагог по эстрадному вокалу, заслуженная артистка России Тамара Нехай.
А март для меня стал как раз таким месяцем возможностей и испытаний. Помимо того, что госэкзамены в колледже на носу, это и подготовка к конкурсу «Лучший культработник», и вместе с ансамблем «Каприс» - к районному этапу конкурса «Звёздочки Адыгеи». Так что скучать не приходится.
- Вы ещё студентка. Почему решили стать хормейстером на селе? Нет более честолюбивых планов?
- Определённая доля честолюбия есть. Как без него? Мне посчастливилось участвовать во Всероссийском телеконкурсе исполнителей «Новая звезда», выступать в студенческом ансамбле отделения «Музыкальное искусство эстрады». Есть мечта продолжить образование. Но практический опыт работы хормейстером в Гиагинском ЦНК тоже в копилку пойдёт. Знаете, как говорят: где родился, там и пригодился.
Ведь наш Центр народной культуры - это первая сцена, на которую я вышла петь ещё в шестилетнем возрасте как участница только что образованного ансамбля «Каприс». Так что можно сказать, он мне достался по наследству (смеётся).
Замены нет
- В век интернета популярность и востребованность сельских ДК снижается. Получится возродить к ним интерес, или что-то другое должно прийти на смену?
- Я не согласна с тем, что популярность ДК падает. К примеру, в наш центр всегда большой набор в детские кружки, в творческие и спортивные объединения.
В «Каприс» детей приводят мамы. А как известно, все мамы хотят видеть своих детей на сцене, в блеске софитов. Для многих наши репетиции - возможность оторвать детей от гаджетов, с пользой разнообразить их досуг. Правда, чаще всего к нам в ансамбль приходят девочки. Мальчишки, особенно в переходном возрасте, считают для себя выступления на сцене зазорным. У моего младшего брата голос очень красивый. Но чтобы его уломать один раз спеть на сцене в составе ансамбля (очень нужен был мужской голос), пришлось потрудиться.
Но зато девчонки к нам приходят очень разносторонние: и поют, и танцуют, занимаются живописью, спортом. Есть и те, кто хочет продолжить петь и дальше. Им я советую поступать в музыкальную школу.
Что же касается интернета, он нам помогает повысить популярность коллектива: через соцсети, которые мы активно ведём, выкладываю объявления и видеозаписи. У нас уже появилась своя аудитория.
Конечно, видео никогда не заменит выступления вживую. Работа с залом - великая вещь! Артист передаёт зрителю свою энергию, делится эмоцией, и в ответ также получает мощный заряд. Интернет этого обмена никогда не заменит. Но как возможность присмотреться к нашему творчеству, познакомиться с ним поближе, соцсети - вещь очень даже полезная.
Я считаю, пока замены сельским ДК не придумано. Сегодня именно там развивают креативность кружковцев и их руководителей. Кроме того, ДК - место, где человек отдыхает душой. Тут непринуждённая атмосфера, полёт фантазии. При этом серьёзное отношение к подготовке выступлений. А ещё сцена закаляет характер.
Кому трёх нот мало
- Чему вас научил конкурс «Новая звезда»?
- Конечно, сначала был стресс. Потому что на тот момент мне было 18 лет, я впервые была приглашена на телешоу в Москву, и поехала одна, без наставников и родителей. Так что надеяться приходилось только на себя.
На шоу я научилась этот стресс преодолевать. Я не всё понимала, но на репетициях и записи делала то, что от меня требовали организаторы. А ещё научилась брать себя в руки и не паниковать.
- А сейчас вам на сцене легко?
- А такое бывает? Я и сейчас порой забываю слова песни. Но, как учит нас в колледже Тамара Рашидовна, трудности на сцене надо преодолевать так, чтобы об этом не догадался зритель.
У меня был случай, когда, выступая на сцене Гиагинского ЦНК, я вдруг забыла текст песни Дунаевского «Спасибо, жизнь!». С лёту придумала свой и допела песню до конца. Но спросите меня сейчас об этой новой версии - не вспомню.
- Что для вас, как для хормейстера детского ансамбля, является мерилом настоящего искусства?
- Ещё один урок от Тамары Нехай, и чему ребят из «Каприса» теперь учу я: главное - это эмоции, настрой, с которым выходишь на сцену и обращаешься к зрителю. Нет эмоции - не будет и песни. А петь чисто - долг музыканта.
А для этого надо понимать, о чём поёшь. Я никогда не выберу девчонкам песни о романтической любви - они не знают, что это такое. В силу возраста им понятны песни о детстве, мире и добре.
Сейчас из нескольких школ, специально к 9 Мая, к нам поступили заявки на песни военной тематики. Я эти песни только отбираю. Но перед репетициями обязательно всем ансамблем мы окунёмся в атмосферу тех лет - узнаем об истории создания песен, кому или чему посвящены, разберём непонятные слова.
Так было, когда наш студенческий ансамбль должен был спеть «Балладу о военных лётчицах». Перед репетициями мы изучали историю и подвиги женского авиаполка, лётчиц которого фашисты прозвали «ночными ведьмами».
- В интервью «АиФ» известный режиссёр Никита Михалков обозначил серьёзную проблему: «Искусство - это точка зрения. Но современному зрителю в массе своей скучно смотреть то, над чем нужно думать». Согласны?
- Сложно сказать. Зритель - он разный, как и современное искусство. Кто-то считает, что три ноты - это искусство, кому-то этих трёх нот мало. Но, будь мы все одинаковые, скучно было б жить.
Лично я люблю песни из мюзиклов и мультиков Диснея, золотые шлягеры 70-х. Я вслушиваюсь в слова, через которые раскрывается смысл песни. Музыка создаёт настроение. Порой мне хочется слушать тяжёлый рок, а иногда - классику: Моцарта, Вивальди. Для меня музыка - не фон, а скорее состояние души.
Елизавета Призова.
Родилась в ст. Гиагинской. Студентка IV курса Адыгейского республиканского колледжа искусств им. У. Х. Тхабисимова. С 2021 г. - хормейстер в Центре народной культуры ст. Гиагинской. Худрук детского вокального ансамбля «Каприс».