Примерное время чтения: 7 минут
111

Драйв народной песни. Полина Мокрова - о фольклоре и Альпийском перевале

«АиФ-Адыгея» № 12 22/03/2023

«Творчество, как  и жизнь, требует сильного характера, времени, желания созидать, а не быть ремесленником», - считает победитель регионального конкурса профессионального мастерства «Лучший культработник-2023» Адыгеи, руководитель образцового ансамбля народной песни «Кубаночка» Тимирязевского СДК Полина Мокрова.

В «Кубаночку» -  всем районом

- Вы стали победителем конкурса «Лучший культработник-2023». Какие принципы работы в культуре для вас главенствующие?

- Главный принцип работы один, и он передаётся из поколения в поколение: это огромная любовь к детям и к народному творчеству.  Знаете, я ведь с детства наблюдала, как мама (основатель ансамбля, заслуженный работник культуры РФ Любовь Мокрова - Ред.) с нами занималась. И у меня ещё тогда зародилась мечта: стать таким же руководителем, - чтобы детей на репетицию в ансамбль  не родители волоком тащили, а чтобы они сами с удовольствием в ДК прибегали, как это всегда было у Любови Ильиничны. Мечта сбылась!

Нейроскакалки, прыжки и музыка

- Легендарная «Кубаночка» была организована Любовью Мокровой в 1979 году. С тех пор это визитная карточка Майкопского района. Как удаётся сохранять коллектив столько лет на таком высоком уровне?

- Мы живём в Адыгее, в краю цветущих садов и величественных горных вершин. Республика наша многонациональна: адыги и казаки, армяне и татары. Поэтому, изучая и почитая родную культуру, дети учатся любить, уважать культуру рядом живущего народа. Ведь сближение культур - это путь к укреплению добрососедства, межнационального согласия, которое так необходимо нашей многонациональной России. 

На занятиях ансамбля отдаётся предпочтение импровизационности, потому что без импровизации занятия будут неинтересными. Руководитель должен иметь в своём творческом арсенале необходимый объём методических приёмов с заложенной в них импровизацией. А потому наши репетиции никогда не проводятся 
по принципу «выстроились в ряды и запели». 

Я всегда в поиске, всегда учусь. По первому образованию я клинический психолог. Второе образование - преподаватель, хормейстер. За годы работы ансамбля собран довольно большой методический материал, который был про­анализирован и систематизирован. Эта система даёт быстрые и прочные умения и навыки, а также способствует раскрытию творческого потенциала юных певцов. На занятиях мы не только поём. Чтобы сделать их интересными и эффективными, я пользуюсь разными методиками. Некоторые разработала на основе собственного опыта, много важного и нужного почерпнула на всевозможных курсах. 

Приёмы детской нейро­психологии помогают решать проблемы с дикцией, кинезиология служит для восстановления баланса движения, мелкой моторики и взаимодействия всех систем детского организма. Кроме того, мы учим ребят общаться и трудиться одной командой.  Есть у нас комплекс упражнений с нейроскакалками, к которому я подключаю декламацию, фонопедические упражнения для восстановления голоса, а ещё прыжки, передвижение на корточках, даже учимся правильно водить хоровод. Это не так просто - держась за руки, вместе выстраивать не треугольник, не овал, а именно круг.

И каждый вечер мы с Любовью Ильиничной заканчиваем подробным разбором достижений и провалов каждого из ребят и составляем для них индивидуальные программы.

Живой свидетель красоты

- Говорят, рушник может рассказать историю целой семьи. А народная песня?

- В Адыгее проживает более 100 различных этносов. Наша республика - уникальная сокровищница народно-песенного творчества и богатейших традиций.

Культура каждого народа, каким бы по численности он ни был, - это его душа. Под её влиянием формируется менталитет как человека, так и целого народа. Народная культура, передающаяся из поколения в поколение, остаётся стержнем нации, народности, этноса. А песни - это её составная часть. Она отражает уклад жизни народа. Песней сопровождаются народные обычаи, традиции, обряды. Песня с человеком от рождения до смерти: нам радостно - мы поём, нам грустно - мы поём. Может, именно благодаря песне мы вытягиваем эмоциональную нагрузку, с которой сталкиваемся.  

Песня сохраняет культурные и нравственные основы народа, каким он был сто и более лет назад. Ведь песни и создавались не для чтения, не для слушания, а прежде всего для коллективного исполнения. В них часто описывали исторические события, увиденные глазами простых людей.  Есть, к примеру, в нашем репертуаре старинная хоровая песня о том, как появилась крепость Майкоп: «В 57 году атаман собрал орду. Он собрал казаков и повёл их в поход. А мы лагерь заняли, где казачий был приют. Мы там крепость утвердили, называли «Майкоп». 

Есть песня и о том, как в 1799 году казаки вместе с Суворовым переходили через Альпы: «Вспомним, братцы, это время: как повёл нас генерал чрез высокий и холодный той Альпыйский перевал».  В фольклорных экспедициях по Майкопскому району вместе с Любовью Ильиничной и ребятами за семь лет мы собрали столько песен, что в 2021 году на их основе подготовили номер на 4,5 минуты, где показали историю и быт казаков района - от казачьей строевой и народных игрищ до рыбной ловли и танцев на гуляньи. 

- Почему в фольклорные экспедиции вы берёте с собой детей?

- Причина, почему мы отправляемся в экспедиции, - сохранение народного творчества. Но мы хотим, чтобы и дети слышали его в первоисточнике.

Народное творчество - это возможность песней соединить прошлое и настоящее, сохранить душу народа. Знаете, в экспедиции люди поначалу отказываются петь. Особенно когда мы предупреждаем, что будем делать видео- и аудиозаписи. Но если удаётся уговорить и человек начинает петь, его лицо буквально на глазах 
меняется - в каждой чёрточке появляется одухотворённость. Дети это видят, понимают глубину переживания и потом стараются петь с теми же чувствами, таким образом приобщаясь к многовековой народной культуре.  Наверное, наша задача и состоит именно в том, чтобы сохранять в детях эту непосредственность.

Границы дозволенного

- Существуют ли в исполнении народных песен чётко прописанные границы дозволенного?

- Педагог, владеющий фольклорным материалом, умеющий эмоционально его исполнять, быстрее добивается контакта с детьми, успешно прививает любовь к народным песням. 
Именно заповеди народной педагогики - уважение к старшим, забота о младших, воспитание трудолюбия, милосердия, терпимости, честности - легли в основу программы работы с ансамблем «Кубаночка», стали её духовным компасом.

Если говорить о границах дозволенного, я против откровенного кича. Во-первых, костюм должен соответствовать тематике песни. Народный костюм создавался веками, в нём продумана каждая деталь. 

Пренебрегать этим нельзя.  Во-вторых, необходимо скрупулёзно подходить и к репертуару: тематика песни должна соответствовать возрасту исполнителя.

- На ваш взгляд, сельская культура нуждается в перезагрузке?

- Социальная сфера села всегда держалась на учителе, враче, культработнике. Эти люди работают в областях, где постоянно происходят изменения и обновления. Если их не брать в расчёт, остаётся одно - вариться в собственном соку. И где тогда горизонты, где движение вперёд?Сельским деятелям культуры, здравоохранения и образования просто опасно бездействовать - нужно постоянно совершенствоваться, улучшать своё мастерство. Перезагрузка сегодня - требование жизни. И я не понимаю людей, которые отрицают очевидное. 

Кроме того, сегодня эти отрасли поддерживает государство: существует огромное количество грантовых программ, перестраивают и заново оборудуют фельдшерско-акушерские пункты, детсады и школы, ДК, модернизируют библиотеки и кинотеатры. Хочешь-не хочешь, село меняется. Разве это не повод для собственной перезагрузки? 

Досье:
Полина Мокрова родилась в Майкопе. Окончила Институт экономики и управления Кубанской государственной медакадемии, Краснодарский государственный институт культуры. С 2017 г. - председатель Молодёжного профсоюза работников культуры РА, депутат МО «Тимирязевское сельское поселение». mС 1999 г. - руководитель образцового ансамбля народной песни «Кубаночка». Заслуженный работник культуры РА.

 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах