В залах Северокавказского филиала Государственного музея искусства народов Востока открылась выставка памяти его директора Нафисет Кушу.
Заслуженный строитель Адыгеи, почётный архитектор России, она никогда не склоняла голову перед трудностями. Хрупкая сильная женщина с неженским мужеством и строгими принципами. В память о муже, первом директоре филиала, исполнила его мечту - закончила строительство музея и больше 20 лет руководила им, превратив филиал в достопримечательность юга России. Здесь выставляют свои работы лучшие мастера, среди которых Михаил Шемякин и Зураб Церетели.
«АиФ-Адыгея» публикует выдержки из интервью Нафисет Кушу разных лет.
О музее
«О музее судят по заинтересованности его руководителя. Без постоянной занятости я себе жизни не представляю. Больше всего люблю налаживать связи, общаться с художниками, для того чтобы привлечь их экспозиции в музей, который считаю вторым домом мастеров. Музей пустовать не должен.
Ведь современный музей - это не только культурная сокровищница, это ещё и глубокий научный поиск. А потому наш музей - это и выставки, виртуальные туры и научно-исследовательские экспедиции, круглые столы и научные конференции, исследовательская лаборатория, кинозал, фотогалерея и подиумные показы».
Об архитектуре
«Я бы очень не хотела, чтобы Майкоп называли провинциальным городом. Это столица целого региона, а значит, и внешний вид её должен быть соответственным, столичным.
В градостроительстве и архитектуре всегда ценилась связь времён, когда новые современные здания не нарушают архитектурный облик города и не теснят друг друга. И в советские времена мы старались ограничить снос зданий. Пример - кинотеатр «Октябрь». Конечно, здание «Октября» не представляет собой ценность как архитектурный памятник, это типовое здание начала 50-х годов. Пусть это псевдоклассика, но оно вместе с Пушкинским народным домом и концертным залом «Нальмэс» - часть истории города.
Я не была удобным и послушным архитектором. Но я благодарна руководителям Адыгеи, с которыми работала, за их веру в мой профессионализм».
Об обществе
«Нормальное общество невозможно без жалости, сострадания, милосердия, доброты, благотворительности, без ответственного отношения к детям и старикам, иначе оно не только далеко от нормы, оно ущербно.
Сегодня в обществе господствует потребительское отношение к жизни. В нравственном плане мы напоминаем динозавра, от которого скоро останется один скелет, - остальное всё съели, а нарастить мяса так и не смогли.
Я не приемлю оглупления общества. Мне не по себе от детей, уткнувшихся в планшеты. У виртуальной культуры не обозначены пределы. Музыка в наушниках, электронные книжки, картины в телевизоре - это в лучшем случае.
Мы не говорим с детьми о том, как прошёл день, не обсуждаем проблемы. Мы дарим им планшеты, чтобы не путались под ногами. И крошка сын идёт не к отцу узнавать, что такое хорошо. Ценностям его учит всемирная паутина. А потом мы разводим руками, откуда берутся жестокость, озлобленность и равнодушие».
О религии
«Сегодня мы увлеклись внешней атрибутикой понятия «духовность». Но во все времена о возрождении духовности говорят поступки. А что сейчас творится внутри человека, представить страшно. Религия должна быть стержнем в верующем человеке, определяя его поведение. Количество храмов не перерастёт в качество, в высокую духовность, если стирается понятие милосердия, сопереживания, зато растёт равнодушие к тем, кто нуждается в помощи.
Вы знаете, в советские времена мы были страной атеистов. Но именно тогда мы были гораздо ближе к богу, чем теперь. Ведь кодекс коммунизма строился по библейским заповедям. Нас учили жалеть слабых, сопереживать. Деньги не играли главенствующую роль в нашей жизни. Мы жили беднее, но насыщенней. Не только желудок определял бытие. А сегодня нестабильность в обществе порождает нестабильность в душе».
Об экологии
«Экология - проблема нравственная. Какова нравственность, такова и экология в стране. В одном из своих трудов великий мыслитель и философ Дмитрий Лихачёв писал, что во все времена в любом обществе без культуры и нравственности не могут действовать законы экономики, юриспруденции, законы исторические. Нравственность - это то, что превращает население в упорядоченное общество, смиряет национальную вражду, заставляет большие нации уважать малочисленные. Нравственность в стране - самое могучее объединяющее начало.
У нас должен быть не Год экологии, а хотя бы десятилетие. Мы даже не замечаем, что последние двадцать-тридцать лет живём в совершенно изменившемся мире. Не мы меняемся. Изменилась планета, на которой мы все живём. Она стала маленькой и очень от нас зависимой. А мы на ней как инопланетяне, ничего не хотим замечать, ни за что не хотим отвечать.
Экологию надо начинать с себя: с чистоты своего дома, двора, улицы. И тогда мы победим разруху в головах.
Нельзя противопоставлять прогресс экологии. Дело - в нравственном отношении к техническим достижениям. К примеру, когда в Адыгее только собирались строить завод строительных материалов, какой крик подняли экологи! Чуть ли не экологическую катастрофу пророчествовали. Но оказалось, что на заводе не только экологически чистое производство и никаких выбросов, но это ещё и миллионные вложения в бюджет Адыгеи, рабочие места и благотворительность.
Я уверена, сочетание прогресса и экологии возможно. Только над этим надо серьёзно работать и быть воспитанными, совестливыми людьми. А государство должно требовать экологически чистых предприятий на уровне закона и применять жёсткие меры к тем бессовестным, кто его нарушает».